лого цифровизация12

арктический
многоязычный портал

Обряд задабривания духа огня у энцев

Во всех народах мира женщина традиционно исполняет в семье роль хранительницы очага. Огонь, домашний очаг всегда рассматривался не только как средство для готовки пищи и источник тепла, но и как часть семьи, живая субстанция. В ритуальной обрядности во многих народах Сибири огонь выступает в качестве одного из посредников в общении с духами, поэтому подношения духам идут через огонь. Как отмечает Сязи А.М., канд. ист. наук: «…жертвенный огонь – это огонь – “вестник”, огонь – “посредник” в общении между людьми и богами, так как без его помощи ни одно божество не могло “вкусить” жертвуемой ему пищи. От яркости, высоты и чистоты его пламени зависит, примут ли небожители земную жертву, в качестве которой традиционно выступал баран (у кочевников тундры – олень) особой, как правило, светлой масти». [4]
Известно, что у энцев перед тем, как семья начнет трапезу, очагу тоже достается кусок пищи. В энецких сказках можно увидеть, что огонь в чуме исполняет роль сенсора пространства в чуме. Когда огонь в очаге начинает вести себя неспокойно это могло означать многое, например, присутствие постороннего, предчувствие неблагоприятного события, в общем, нарушение покоя.

Иван Силкин. «Диришь бисыза» - «Верность» бумага, гуашь, 41,7/29, 6 см.

В мифологическом представлении многих народов огонь также и самостоятельный дух, и средство для соприкосновения и контакта с потусторонним миром. Данная связь четко прослеживается в народной памяти – фольклоре. Например, в энецкой сказке «Дехууй каса (Потерявшийся мужчина)» молодой человек попадает в потусторонний мир и находит там стойбище, он заходит в один из чумов, но его никто не видит и не чувствует, когда как молодой пришелец пытается достучаться до жителей чума. И только огонь в очаге чума своим беспокойным поведением заставляет обитателей чума, особенно пожилых, почувствовать, что что-то не так в их чуме.
Понимание огня как живого субъекта прослеживается в обычаях и запретах относительно огня. В книге «Следы нарты» видно, что энцы подчеркивали свое почтение к огню, «заливая костер водой, говорили: «Дождь тебя залил» (Ту бикун котагубуту мамби: «Сари щит коташь»); и держались запрета – «Не плюй в огонь, грех большой» (Ту дез из чочитур, кеби). [1]
Очаг – жизненно важный элемент жилища, определяющий пространство жилища. Его расположение выделяет сакральную значимость огня. Например, среди энцев бытует понятие, что дух-хозяин чума всегда покоится вблизи огня, а именно в предмете, что «шест за очагом имел также и ритуальное значение. По представлениям энцев, в нем обитал дух хозяина чума (у ненцев священный шест симзы не входил в число основных шестов)». [3] Этот шест по-энецки называется «чиа».

Иван Силкин. «Ту дёри» - «Разговор с огнём» бумага, гуашь, 41,5/29,8 см.

По словам Болиной Зои Николаевны, энки из рода Могади, обряд задабривания духа или кормления огня в чуме у очага мог проводиться женщиной несколько раз за день. Причины проведения обряда разные, в зависимости от ситуации, например, если хозяйке чума тревожно, что мужа долго нет или предчувствует что-нибудь неприятное, или ребенок заболел, или требуется поддержка духов. То женщина сядет перед очагом, обратится к огню с просьбой на благоприятный исход и задобрит огонь внутренним жиром оленя. Нашептав просьбу, женщина аккуратно подает жир и наблюдает за поведением огня и по характерным звукам огня интерпретирует их для себя. Внутренний жир находится поверх брюха оленя, и этот жир аккуратно и сразу достают, когда оленя забили. По своему виду он напоминает ажурный белый платок. После того как его достали, жир оставляют сушиться. После того как жир просушился его используют в быту и хранят в мешочке для обрядов. Данный обряд нацелен на удачу и проводится также перед охотой или иными действиями, требующие удовлетворительного исхода.
На видео Зоя Николаевна рассказывает об обряде:

Использованная литература:

  1. Болина З.Н. Эззууй – След нарты. – Дудинка, 2014. – 155 с.: ил. Ссылка: https://www.tdnt.org/pdf_poli.php?id=25&t=publ
  2. Информант – Болина Зоя Николаевна, энка из рода Могади.
  3. Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев), В.И. Молодин, З.П. Соколова ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. — 805 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-010297-0 (в пер.). – С. 523
  4. Сязи А. М. Огонь в традиционной культуре и фольклоре народов Севера // Научный вестник ЯНАО. 2014. Вып. 1 (82). С. 51–58.

Составитель: Константинова Ася, ведущий специалист кафедры ЮНЕСКО СВФУ

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх