"Код предков – сквозь глубину веков"
25-го сентября 2024 года в г. Якутске в историческом парке “Россия – моя история” состоялось открытие выставки “Код предков – сквозь глубину веков” под кураторством Оленекского историко-этнографического музея народов Севера. Выставка открыта до 10-го октября. В качестве главного экспоната выставки представлен древний кафтан оленекской тунгуски датируемый 17-ым веком. Помимо этого на выставке представлены современные работы оленекских мастериц.
Древний кафтан тунгуски был найден археологом, доктором исторических наук Никитой Деевичем Архиповым в сентябре 1984 года в районе левого притока реки Оленек – речка Сурак. Археолог работал в составе экспедиции Якутского государственного университета. Именно он определил в надзменом захоронении женскую одежду эвенкийки, также отметил якутские элементы в найденной одежде, такие как гривна, головной убор с бляхой, серьги в виде знака вопроса и т.д.). Захоронение датировано концом 17-го века – началом 18-го века. Надземное или воздушное захоронение распространенная практика для северных народов. Гроб сделан из обрезанного пополам дупла, потом гроб размещали наверху двух обрубленных стволов дерева или дополнительно встаавляли перекладины для устойчивости гроба. Предполагается, что в захоронении покоится тело шаманки.
Анализ фрагмента кафтана-безрукавки выявил, что суракский кафтан выкроен в виде распашной одежды со сходящимися по центру полочками с кокеткой и, как предполагается, двумя складками на спинке. Распашной тип кафтана определяется как один из этнических маркеров одежды эвенков. Еще одним этническим отличием в найденной одежде является широкий воротник – пелерина (мирэптун на эвенкийском). Воротник почти полностью вышит бисером голубого, белого и черного цветов, характерных для северных эвенков. Помимо бисеров также вышиты бусины голубого цвета по краям воротника и речные жемчуги. К воротнику еще пришиты маленькие металлические детали – ажурные солярные подвески. Как правило, мирэптун (бисерное украшение к воротнику) съемная деталь кафтана. Как отмечается в работе известного советского лингвиста, этнографа-тунгусоведа Глафиры Макарьевны Василевич, наличие в кафтане отложного воротника характерно для эвенков имевших связи с якутами, а также в некоторых случаях рукава стали пришиваться сборами. Металлические подвески к бисеру тоже относятся к влиянии якутов на эвенков. По мнению исследователя, изменения в одежде чаще встречается у женщин, выходивших замуж за представителя соседнего народа. Исходя из этого не исключено, что эвенкийка могла быть замужем за якутом. В общем, эксперты относят кафтан к ритуальному, что подтверждает наличие бахромы с металлическими подвесками. Данная находка восстановлена сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Само открытие выставки по традиции сопровождалось подношением к духу огня. Церемония открытия сопровождалось благодарственными речами глав и представителей министерств Республики Саха (Якутия). Особый тон открытию задал эвенкийский народный ансамбль “Орончикан”, который выступил с театрализованным представлением “Все живое-дитя Сэвэки”. Танец и, сопровждающее его, традиционное пение раскрыли душу, самобытность и красоту оленекских тунгусов. Представление, содержающее в себе код предков. Ярким событием стало дефиле женской одежды эвенкийскго модельера-дизайнера Натальи Бенчик. Одежда отразила в своем исполнении способность и гибкость традиционных эвенкийских элементов гармонично адаптироваться к современным кроям женской фигуры. Наравне с презентацией кафтана были представлены работы народных мастеров: полный комплект одежды, сумки, украшения, коврики. Еще одной демонстрацией процветающей материальной культуры эвенков стало презентация традиционной одежды сшитых местными мастерицами Оленекского района. Комплекты одежд были сшиты вручную из оленьего камуса, также отмечалось, что мастерицы и их мужья занимаются оленеводством, продолжая традицию своих предков. Вместе открытием прошли мастер-классы от народных мастеров по шитью.
Фото и видео из мероприятия.
Константинова Ася, ведущий специалист кафедры ЮНЕСКО СВФУ