Традиционная одежда эвенков
на примере личной коллекции народного мастера РС(Я),
уроженки с. Хатыстыр Алданского
Григорьевой Надежды Михайловны

Фото 1-2. Традиционная зимняя одежда эвенков (из личной коллекции Народного мастера РС(Я) Григорьевой Надежды Михайловны)

Фото 3-4 Традиционный весенне-осенний кафтан эвенков (из личной коллекции Народного мастера РС(Я) Григорьевой Надежды Михайловны)

   Эвенки, коренной народ Сибири, исторически адаптировались к суровым климатическим условиям, что нашло отражение в их традиционной одежде. Эта одежда не только обеспечивала защиту от непогоды, но и отражала культурное наследие и связь с природой.

   Наиболее распространенным элементом гардероба эвенков была парка, изготавливаемая из цельной шкуры. Это короткая шуба с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на шнурки. Спинка выкраивалась отдельно и доходила до талии. Меховая парка была лишена украшений, что подчеркивало ее практичность и функциональность.

   Весенне-осенние кафтаны шились из ровдуги и имели аналогичный фасон с паркой. Двухклинные кафтаны представляли собой более поздний тип традиционной плечевой одежды. Они также были распашными и имели прямой подол. Особенностью кроя таких кафтанов было наличие двух трапециевидных клиньев со спины, расширяющих подол и придающих кафтану приталенный силуэт. Над клиньями на спине располагалась прямоугольная или трапециевидная вставка.

   Нагрудник являлся важной деталью костюма, защищая горло и грудь от мороза и ветра, а также украшая костюм. По конструкции и форме выделялись нагрудники и передники-фартуки. Нагрудники представляли собой вертикально вытянутые трапеции или прямоугольники с клиновидным или срезанным прямым завершением. Мужской нагрудник завершался клинышком и обычно обрамлялся бахромой из козьего меха или белого конского волоса. Женские нагрудники редко имели клиновидное завершение и украшались орнаментами из полосок разноцветных тканей, чередующихся с полосками ровдуги и жгутиками подшейного волоса оленя. На ткань нашивались бисеринки синего, желтого, белого и черного цвета. На верхней части женских нагрудников вышивался бисером крупный орнамент, имитирующий «след птичьей лапки».

   Наиболее распространенным видом головного убора эвенков был капор – удобная и изящная шапочка, которую носили и мужчины, и женщины. Летний капор шился из ровдуги или сукна, зимний – из меха оленя, лисы, белки, росомахи и т.д. Существовало несколько способов кроя шапочки.

   Наиболее простыми по выкройке были капоры, сшитые из трех частей: к полоске, идущей от затылка ко лбу, пришивались две боковины, закрывающие уши и завязывающиеся под подбородком. Другой тип капоров шили из нескольких полосок ровдуги и меха. Такие шапки имели на макушке ромбовидный кусочек меха. Встречались капоры, сшитые из четырех частей. Затылочная часть удлинена и спускалась на спину, сзади прикреплялись две кисточки из ровдуги с бусами и металлической подвеской. Обувь с высокими голенищами носили и мужчины, и женщины. Летнюю шили из ровдуги, а зимнюю из меха. Обычно женская обувь имела более высокие голенища. Меховая длинная обувь изготавливалась из камусов и оленьей шкуры мехом наружу имела оторочку, украшенную бисером или цветной тканью. Часто встречалась комбинированная обувь с высокими голенищами, сшитая из камуса, оленьего меха, а задняя часть – из сукна.

   Для отделки одежды и обуви применялись мех, ткань, бисер, ровдуга, кожа, нитки, металл. Борта и подолы кафтанов оторачивались мехом контрастного цвета. Меховой оторочкой подчеркивались также и некоторые детали кроя. Для обшивки краев одежды применялась также ровдуга, разрезанная в бахрому. На нее нашивали бисер или металлические подвески в виде трубочек, колокольчиков или бубенцов. Декоративный эффект придавала одежде отделка светлым и темным мехом оленя.

   Существовал и более древний способ декора – раскраска кожи в буро-красный и серо-черный цвета. Для этого использовали берестяные трафареты.

   Применяли технику мозаики из полосок или кусочков меха, ровдуги, кожи контрастного цвета, накладной жгутик белого оленьего волоса. Встречалась и техника аппликации, когда нашивали полоски цветной ткани на ровдугу.

   Традиционная зимняя одежда эвенков является ярким примером адаптации человека к суровым климатическим условиям. Она не только обеспечивает тепло и комфорт, но и отражает культурное наследие и связь с природой. В современном обществе эвенки сохраняют элементы традиционной культуры, адаптируя их к современным реалиям и подчеркивая свою культурную идентичность.

   Представленные на фотографиях коробка для рукодельных предметов и традиционные наряды эвенков находятся в личной коллекции Народного мастера РС(Я) Григорьевой Надежды Михайловны, уроженки села Хатыстыр, эвенкийки из рода Бута.

   Изделия Надежды Михайловны не раз украшали выставочные залы, торжественные мероприятия, проводимые в районе, в республике. Она часто проводит мастер – классы по шитью из меха, ровдуги для населения, передавая опыт и знания молодым.

Федоров Святослав Игоревич, ст. преподаватель кафедры
«Всемирная, отечественная история, этнология, археология»
Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх