лого цифровизация 5

arctic
multilingual portal

Эвены Березовки

Впервые об эвенах с реки Березовка в бассейне Средней Колымы стало известно после посещения реки Омолон В.Г. Богораз-Таном по плану Сибиряковской экспедиции в 1895 году. Через пять лет весь мир узнает о среднеколымских эвенах в связи с находкой на берегу Березовки местным жителем Семеном Тарабукиным цельно сохранившегося мамонта. В 1900 году Российская академия наук снарядила за мамонтом специальную экспедицию, которая успешно вывезла находку в Санкт-Петербург. Скелет этого мамонта в настоящее время находится Зоологическом музее Санкт-Петербурга.

До установления советской власти эвены Берёзовки жили родовыми общинами: это представители рода Булэн — в Сивере, род Уягапкан — в Нубапикичс, роды Намыткан и Дойды — в Нитчане. Все эти роды имели тесную связь и с другими эвенами. Например, из Чубукулаха — род Деллянкын. Впервые этот род был зафиксирован в России в 1733 году как кочующий тогда по рекам Каменка и Селезнёвка в горах Или-Тас (Восточный Камень). Круглогодично перегоняя домашних оленей (оранов), эвены охотились на белок и соболей. Между этими родами испокон веков поддерживались дружеские отношения: они обменивались полезной информацией, породами оленей, предметами первой необходимости. Благодаря межродовым бракам не произошло вымирания этой локальной группы эвенов.

О кочевых эвенах Средней Колымы вспомнили только в 1940-х годах, после Великой Отечественной войны. Пришла пора вписать эту группу населения в систему советской власти, для чего в 1954 году из эвенских родов Средней Колымы был образован Березовский кочевой совет. На следующий год на реке Берёзовке была устроена фактория для скупки пушнины, при ней медпункт, пекарня, сельский клуб и начальная школа. Так возник поселок Березовка, где постепенно стало оседать аборигенное население.

Советская власть, дав коренным малым народам начальное образование и ограниченное медицинское обслуживание, в целом не улучшила их тяжелой доли. Принудительно созданные оленеводческие колхозы и совхозы развалились, как только в стране прекратила свое существование плановая экономика и система бюджетных дотаций.

Чтобы выжить и нормально существовать своим трудом, оленеводы повсеместно возвратились к содержанию своих стад и ведению хозяйства родовыми общинами. В силу этих перемен в 1992 году Березовский сельский совет был преобразован в Березовский национальный кочевой наслег.

Эвенские девочки

Проживая по сию пору на значительном удалении от всяких торных дорог, эвены Берёзовки не расстались до конца с вековым укладом и присущей ему материальной и духовной культурой. Соблюдая верность традициям, берёзовские эвены не утратили собственного языка, как многие другие национальные группы северян. Среди народа не потерян интерес к устному народному творчеству, сказительству и фольклорной импровизации.

Берёзовские эвены строго соблюдают принципы традиционного воспитания девочек и мальчиков. Поэтому из них вырастают люди, приверженные родной земле и привычному труду на ней.

Скорее для воспитательных целей, чем для удовлетворения праздного любопытства, служит в Берёзовке замечательный краеведческий музей. Здесь собраны старинные бытовые и хозяйственные предметы, а также самые красивые одежды, созданные творчеством старшего поколения эвенских мастериц.

Эвенская одежда хорошо защищает от холода, снега, дождя. А по поверью эвенов — и от злых глаз. В условиях кочевья все свободное время эвенские женщины были заняты шитьем и украшением одежды, обуви, головных уборов и вещей повседневного пользования. Матери, бабушки, старшие сестры терпеливо прививали своим дочерям, внучкам, сестрам чувство ритма и гармонии, умение видеть и ощущать в изделиях декоративного искусства, в национальном орнаменте, в цветовой гамме красоту и глубокое художественно-образное содержание. Все узоры, украшения, бисерные орнаменты получают собственное содержание, берущее начало от традиций, обычаев, верований и мифологии, о каждом орнаменте, украшении есть сказка или легенда.

В пути. Томпонский улус

По одежде эвены без труда различают людей по территориальной, родовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Во время праздников, когда все одеты в национальные костюмы, можно, например, четко отличить эвенов оленеводческого стада «Чубукулах» от эвенов оленеводческих стад «Нитчан» и «Сивер».

Для мужчин, женщин, детей, девушек на выданье, молодых женщин, старух, стариков одежду шьют и украшают с учетом их пола, статуса и возраста. Одежда различается и по назначению: ритуальная, праздничная и будничная. У старшего поколения эвенов Берёзовки сохранились одежды для погребальных и свадебных обрядов, обрядов кормления огня, прощания с родной землей, встречи со священными местами.

Одежда не только защищает человека от холода, но и раскрывает его душу. Поэтому женщины, когда сидят за изготовлением и украшением костюма, все время поют. Песни бывают разные, в зависимости от предназначения костюма. Они могут быть веселые, праздничные или песни-воспоминания, песни-плачи.

Конструкция и покрой одежды эвенов на протяжении столетий оставались в основном неизменными. Большое внимание мастерицы обращали на цветовое соотношение материала самого изделия и его отделки, используя мех различных оттенков, цветное сукно, бисер, ровдугу и шерсть. От изделий соседних групп эвенов берёзовские отличаются особенностями пошива, оформлением, подбором цветов ткани, сукна, бисера.

Эвенская мастерица

В музее Березовки представлены работы нескольких мастериц уходящего поколения. Анна Ивановна Хабаровская (1935 г.р.) с детства вместе с родителями пасла оленей. Усвоив уроки матери, Анна Ивановна всю жизнь шила мужские, женские, детские, праздничные и рабочие (сезонные) костюмы.

Анна Ильинична Тарабукина (1933 г.р.) из рода Дяллянкин из Чубукулаха с малых лет кочевала вместе с родителями, работала в колхозе, а затем в совхозе «Оленевод» до создания в 1990-х годах родовой кочевой общины «Урадан». Она стала мастерицей, известной далеко за пределами Якутии.

Вес знали, что Тарабукина хорошо поет, блестяще импровизирует и помнит много сказок, преданий и легенд, умеет правильно проводить эвенские обряды (кормления огня, преклонения перед природой, свадебные и погребальные обряды).

Непревзойденной мастерицей по шитью традиционной одежды для охотников, оленеводов и рыбаков считалась Татьяна Григорьевна Тайшина (1928 г.р.) из рода Дяллянкин. Для украшения одежды, предметов быта, создания декоративных панно она использовала разнообразные виды швов (крест, гладь, набор, нежа), применяя их по отдельности и в различных комбинациях. Особенно красивы созданные Тайшиной налобные, нагрудные и шейные украшения, декоративные ленты, полоски. Бисерные узоры она вышивала на рукавах, подоле, полах и на груди летнего костюма. Зеленый, оранжевый, красный, голубой и другие цвета используются ею преимущественно в изделиях, предназначенных для молодых девушек и девочек.

Женщина в национальном эвенском костюме

Берёзовка славится и другими искусными мастерицами более молодого поколения. Радует то, что все они передают свое мастерство детям, внукам и родственникам. И сегодня в Берёзовке молодежь и дети шьют и вышивают в свободное время. Стараются все, так как по одежде здесь безошибочно судят о деловых и душевных качествах человека.

Анна Садовникова

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top