(источник: ТУВИНЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Сойоты проживают в Окинском (с.Сорок и с.Орлик) и Тункинском (с.Монды) районах Республики Бурятия, но подавляющее большинство все-таки в Окинском, поэтому в научной литературе их часто называют окинскими сойотами. По типу хозяйства и образу жизни они таежные охотники и оленеводы. По происхождению, языку и культуре им очень близки, как отмечалось ранее, тофалары Иркутской области, тувинцы Тоджинского кожууна Республики Тыва и туха (цаатаны) Хубсугульского аймака Монголии. Последние генетические исследования, проводившиеся совместно московскими и тувинскими учеными на уровне ДНК показали наибольшую близость сойотов к тувинцам, которая «не могла бы сохраниться (или сложиться) при смешанном происхождении тувинского этноса, который в своей основе сохранил генофонд, свойственный древней азиатской популяции».
Ученые полагают, что самоназвание сойот восходит к одному из родовых названий, широко распространенному у многих народов СаяноАлтайского нагорья – соян у тувинцев, сойонг у алтайцев и монгольских урянхайцев, сойан у хакасов, соенг у халха-монголов, которое, в свою очередь, происходит от названия горного массива Саяны.
Первые упоминания о сойотах встречаются в исторических источниках ХУП-ХУШ вв., в частности, в русских архивных документах говорится, что они живут в «Саянской землице», под которым в то время понималось центральное плоскогорье хребта Восточных Саян. Г.Е.Грумм-Гржимайло видел в сойотах «захудалых потомков динлинов», среди которых часто встречались белокурые мужчины и женщины с красивыми формами и тонкими чертами лица.
В формировании сойотов как этноса Н.Л.Жуковская выделяет три этнических пласта: самодийский, тюркский и монгольский (бурятский). Предки сойотов входили в число самодийских племен и народностей, расселенных на достаточном большом пространстве Южной Сибири между верховьями рек Оби и Енисея. В конце 1 тысячелетия началось их постепенное вытеснение и ассимиляция более крупными по численности тюркоязычными племенами и народностями, пришедшими на эту территорию из Центральной Азии.
Подвергнувшись тюркизации, значительная часть самодийцев, остатки которых в настоящее время представлены ненцами (20 тыс. чел.), селькупами (3,5 тыс. чел.), нганасанами (около 750 чел.) и энцами (около 400 чел.), утратила не только свой родной язык и самосознание, но и самоназвание. Однако последнее сойотов не коснулось, но смена самодийского языка на тюркский у них все-таки произошла.
Язык, на котором говорили сойоты в ХVI-ХVII вв., ученые относят к числу диалектов тувинского языка, входящего в уйгурскую подгруппу тюркских языков Русско-китайская граница, установленная в 1727 г., изолировала сойотов от родственных им тувинцев-тоджинцев и цаатанов. Кроме того, примерно в это же время на территорию, исконно принадлежавшую сойотам, в поисках лучших пастбищ и плодородных земель стали проникать отдельные этнические подразделения монголоязычных бурят и хондогоров. Так как их численность стремительно росла, они вскоре заняли доминирующее положение в данном регионе. Экологические особенности Саянского нагорья, а именно наличие тайги и степи, позволяли каждому народу заниматься традиционным хозяйством: сойотам – оленеводством, бурятам и хондогорам – скотоводством и земледелием. Это во многом способствовало мирному характеру взаимоотношений между этими народами.
Однако сойоты, значительно уступая бурятам и хондогорам по численности, довольно быстро подверглись их влиянию. В частности, от новых соседей они восприняли скотоводство и земледелие. Г.Е.Грумм-Гржимайло заметил, что «сойоты орошают свои поля, их лошади и скот считаются лучшими в крае» и т.д. Из других отличительных черт он выделил следующее: «они (сойоты) хорошие литейщики»; у них «в высшей степени развито чувство взаимопомощи» и «удержалось выборное право»; сойоты носят «высокие с узкими и загнутыми носками сапоги, какие были в употреблении только у горцев», а также кожаные мешки, украшенные вышивками, которые носят через плечо.
Утрата сойотами родного языка, по всей вероятности, произошла в ХУШ в. По данным известного этнографа Сибири Б.Э.Петри, работавшего среди сойотов в 1926 г., численность их тогда была чуть более 500 человек, но при этом они почти не говорили на родном языке, предпочитая бурятский в качестве языка межнационального и внутрисемейного общения. Специфические особенности сойотской лексики сохранялись только в животноводческой терминологии и в терминах материальной культуры, которые впоследствии были исследованы В.И.Рассадиным (1996).
В советский период судьба сойотов сложилась весьма драматично. Им, как и тофаларам и другим этническим группам, был предоставлен статус малой народности Севера, но почему-то никаких полагающихся к нему льгот сойоты не получили. Образованный Сойотский туземный родовой Совет просуществовал недолго, так как национальные лидеры, руководившие его работой, были репрессированы советской властью. О дальнейшей судьбе народа Н.Л.Жуковская пишет: «Окончательный удар нанесла сойотам ликвидация в 1963 г. оленеводства как непродуктивной отрасли хозяйства. А когда в Окинском районе Республики Бурятия (тогда Бурятской АССР) был создан Госпромхоз, все лучшие охотничьи угодья отошли к нему, и сойотам стало негде охотиться. Исчезло традиционное хозяйство, а с ним и соответствующий ему образ жизни. Исчезло самоназвание народа, т.к. в переписях населения, проводившихся после 1926 г., сойоты как самостоятельная этническая единица уже не упоминались и записывались как буряты".
Так сойоты оказались стерты с этнической карты России, хотя многие из них продолжали сохранять не только память о своей принадлежности к маленькому оленеводческому народу, но и многие народные предания и навыки традиционной бытовой культуры.
Однако грянувшее в начале 1990-х годов движение за национальнокультурное возрождение, охватившее все народы бывшего СССР, не оставило в стороне и сойотов. В 1992 г. по инициативе жителей с.Сорок Окинского района был создан Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному и духовному возрождению этноса. Центр учредил фонд «Ахалар» (Аха – бурятское название реки Оки и ее бассейна) – общественную благотворительную экологическую организацию для защиты интересов сойотского населения. Главой фонда стал лама гелонг Данзан-Хайбзун, в миру Федор Самаев, сойот по национальности, уроженец Окинского района, в прошлом студент восточного факультета Ленинградского госуниверситета, затем послушник тибетского Гоман дацана в Южной Индии.
В 1993 г. был создан Сойотский национальный сельский Совет с центром в с.Сорок, а также в Министерстве юстиции Бурятии зарегистрирована Ассоциация сойотов Окинского района, в которую записалось 812 чел. Одним из пунктов Устава Ассоциации было восстановление национальных традиционных форм экономики; с этой целью осенью 1994 г. в Оку из соседней Тофаларии были завезены 60 оленей. Это положило начало возрождению традиционного оленеводства, специализировавшегося на разведении карагасской породы домашних оленей. Ассоциация также занимается разработкой и реализацией мер по оздоровлению экологической обстановки, возрождением национальных особенностей сойотской культуры. На этой волне сойоты вышли и на международную арену, заключив договор о сотрудничестве с Центром коренных народов США и Канады.
Довольно долго и сложно решался вопрос о возвращении сойотам самоназвания, о признании их самостоятельным коренным народом Бурятии. Главная сложность состояла в том, что сойоты отсутствовали в перечне народов, прошедших перепись 1939, 1959, 1979, 1989 гг., хотя в переписи 1926 г. их значилось 161 человек, что несколько противоречит данным Б.Э.Петри, полученным им в этом же году, согласно которым сойотов тогда было всего 44 чел.
Окинские сойоты не фигурировали в статистических бюллетенях, т.к. на федеральном уровне считались исчезнувшим, полностью растворившимся среди бурят этносом.
Это и стало камнем преткновения, надолго задержавшим решение крайне важного для сойотов вопроса об их дальнейшем национально-культурном и правовом обустройстве. И только благодаря сотрудникам Института этнологии и антропологии РАН, в частности доктору исторических наук Н.Н.Жуковской, была подготовлена для всех заинтересованных инстанций и лиц историкоэтнографическая справка о сойотах, времени и истоках их формирования, особенностях материальной и духовной культуры, причинах происшедшей с ними трансформации и ассимиляции.
На основании этого компетентного заключения Правительство России в марте 2000 г. особым постановлением № 255 включило сойотов Бурятии в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, что автоматически давало им право войти в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера», куда всегда входили тофалары – близкие родственники сойотов.
Таким образом, последнее десятилетие прошлого века стало поистине переломным моментом для сойотов. Именно в это время произошли важнейшие перемены в их этническом самосознании, во многом определившие тот облик и характер, который присущ им в настоящее время.
Во время полевых исследований Л.Р.Павлинская выявила у них ряд необычайно важных явлений, одно из которых – смена национальности. «Значительное число заявлений (около 60%), – отмечает она, – написано женщинами. В них содержится просьба об изменении национальности всех членов семьи (часто включая и семью мужа), в связи с тем, что их предки были сойотами, причем в числе этих предков чаще всего указываются мать, бабушка или прабабушка и значительно реже – отец или дед. Та же самая тенденция прослеживается и в заявлениях мужчин, в которых также достаточно часто среди предков-сойотов фигурирует мать или бабушка".
Эта ситуация четко отражает такой хорошо известный процесс, как внутренняя ассимиляция народа, пришедшего на новую территорию, за счет доминантной роли браков с женщинами автохтонного этноса. Л.Р.Павлинская считает, что в Окинском районе Бурятии на протяжении нескольких поколений во взаимобрачных отношениях двух народов преобладали именно браки бурят с сойотскими женщинами. Обратный же вариант, по ее мнению, встречался значительно реже, т.к. для бурятки брак с сойотом был менее престижен в силу более низкого в целом социально-экономического положения этого народа.
Однако в наши дни быть сойотом оказывается значительно престижнее и, возможно, выгоднее, чем быть бурятом. Иначе, как объяснить резкое увеличение сойотского населения в Бурятии? Если в 1993 г. в Ассоциацию сойотов записалось 812 человек, то в 1995 г. при локальной переписи населения Окинского района национальность сойот принимают уже 1973 человека.
В ноябре 2000 г. Окинский район Бурятии был переименован в Окинский сойотский национальный район.
По данным на январь 2001 г., в районе насчитывалось населения – всего 4615 человек, из них 2002 – сойоты. Они включены в список народов России, подлежащих переписи в 2002 г. Это означает, что официального признания на всероссийском уровне сойоты добились, впереди им предстоит пройти долгий и сложный путь этнического самоутверждения.