Kumandins

Общая информация

Кумандинцы – одна из ветвей северных алтайцев. Их история на данной территории прослеживается с незапамятных времен. Происхождение кумандинского этноса связано с длительно протекавшими процессами внедрения кочевников монгольских степей в лесные районы Северного Алтая, где они входили в контакт с издревле обитавшими здесь таежными охотниками, рыболовами, собирателями и мотыжными земледельцами.

Этноним «куманды» в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами (тубалары, шорцы, теленгиты, челканцы) по названию их основного и самого многочисленного рода (oре) и алтына куманды, тогда как сами себя кумандинцы называли просто «татар-кижи» (прим. «Кижи» по-алтайски есть «человек»). Некоторые исследователи считают, что этноним «куманды» в переводе означает «лебедской человек» (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова и О. Притсака, термин «куман» в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак.

Если волны пришлых кочевников состояли в основном из тюркоязычных монголоидов, то аборигены Северного Алтая были представлены так называемыми угро-самодийскими и в какой-то мере кетоязычными народностями. В физическом облике местных жителей сочетались черты, свойственные европеоидам и палеосибирским народам уральской расовой группы.

Тюрки по языку, угро-самодийцы по укладу жизни и быта, – так можно было бы коротко охарактеризовать этнокультурные особенности кумандинцев, сложившиеся к моменту появления на Алтае русского населения.

Постановлением Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации за N 4538-1 от 24.02.1993 г. кумандинцы были отнесены к малочисленным народам Севера.

Территория расселения и численность

Со времени вхождения в состав России (XVIII век) и до переписи 1926 года кумандинцы во всех официальных документах значились как самостоятельный народ. Но в последующие годы они были лишены этого статуса. Часть кумандинцев была отнесена к алтайцам, а некоторые из них стали записываться в состав русского, татарского или шорского населения. По переписи 1926 года кумандинцев числилось 6334 человека, из них в Бийском округе обитало 4948 человек. Сейчас на территории Алтая проживает не многим более 3-х тысяч человек, считающих себя кумандинцами. При этом в Бийске прописано около 1200 человек, в Солтонском районе – 450 человек, в Красногорском – 380 человек. Незначительные группы кумандинцев проживают в республике Алтай, а также в Тогульском, Кытмановском районах и Горной Шории.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционное занятие кумандинцев – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.п. Кроме того, кумандинцы работают врачами, учителям, инженерами, строителями и т.д. В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональном уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнения сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.

Этно-культурная ситуация

Этнографическое своеобразие материальной и духовной культуры кумандинцев обусловлено их традиционным хозяйственным комплексом и имеет много общего с их северными соседями – хантами, манси, селькупами и кетами. В области материальной культуры особенно отчетливо это проявляется в одежде.

В духовной культуре кумандинцев причудливо сочетаются элементы таежных охотников и степных скотоводов. По религиозным воззрениям кумандинцы были шаманистами. Для них характерны охотничьи культы, почитание различных божеств – покровителей охоты. Вместе с тем, не меньшее распространение имел культ предков, широко распространенный у южных алтайцев-скотоводов. Кумандинцы, как и их южные соседи, поклонялись духам гор. Им в жертву приносилась лошадь, выращенная в своем хозяйстве, или взятая у родственников по сеоку.

Сейчас общественные организации кумандинцев совместно с администрациями Алтайского края и муниципальных образований возрождают традиционные праздники кумандинцев, в августе ежегодно проводится фестиваль кумандинского народа «Байрам», на праздниках проводят шаманские ритуальные действия. Все это, конечно, выглядит театрализованным, однако старшее поколение до сих пор верит в духов и силу шаманских обрядов.

Органы управления и самоуправления

Очень многое из традиционной материальной и духовной культуры кумандинцев в годы советской власти было утрачено. Однако, этому небольшому народу удалось сохранить главное – этническое самосознание. Стремление к сохранению своей этнической самостоятельности особенно проявилось в конце 80-х годов. Мощным импульсом к национальному движению кумандинцев стало образование Кумандинского национального совета в Алтайском крае и общественной организации «Возрождение кумандинского народа». В 1992 г. в Республике Алтай была создана Ассоциация северных алтайцев, ставящая своей задачей возрождение традиционной культуры, признание официального статуса северо-алтайских диалектов.

Перспективы сохранения кумандинцев как этноса Законодательные акты последних лет, определившие правовой статус кумандинцев, способствуют дальнейшему развитию возрожденческого движения. Особенно активно оно заявляет о себе в Алтайском крае, где сосредоточено большинство кумандинцев. В данное время действует в регионе общественная организация «Объединение кумандинцев Алтая», являющаяся правопреемником ранее созданного общества «Возрождение кумандинского народа». Основная цель организации – сохранить этнос, возродить язык, защищать законные интересы народа.

Источник: Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
М, 2005. 464 с.

Оставьте комментарий

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top