В конце XIX – начале XX в. вопрос о браке своих детей решали родители, хотя в то же время обычно учитывалось возможное несогласие молодых людей. Чтобы избежать родственных браков (у саамов браки разрешались не ближе, чем в четвертом колене), предпочиталось, чтобы жених и невеста были родом из разных погостов. При выборе невесты большое значение имел достаток ее родителей и самой девушки, т.е. обращалось внимание на то, сколько она имела оленей. По саамскому обычаю ребенку при рождении дарили несколько оленей, приплод от которых в дальнейшем считался его собственностью. Поэтому девушка, у которой было так называемое оленное счастье, могла иметь ко времени выхода замуж довольно большое количество оленей и сравнительно легко находила себе жениха. Красота и прочие достоинства невесты имели меньшее значение. Как пишет И. Шеффер, автор XVII в., люди, живущие в таком суровом климате, среди скудной природы, больше заботятся о пропитании, источником которого главным образом являются олени, чем обо всем остальном. Владение большим стадом кажется им вернейшей гарантией избежать в дальнейшей жизни ужасов бедности и сопряженных с ней страданий, холода и голода. В этом нет ничего удивительного. Со временем, однако, все большее значение при заключении брака стала иметь взаимная симпатия молодых людей. В брак вступали обычно после 20 лет, причем нередко девушка была старше жениха. Считалось, что для заключения брака молодые люди должны были иметь определенные хозяйственные навыки. От юноши требовалось умение убить и освежевать дикого оленя, а от невесты – сшить яры, высокую, до паха обувь из оленьих шкур, что требовало большого искусства.
Свадьбы устраивались обычно зимой, после Крещения, когда все население было свободно от промысловых работ и находилось в поселке.
Свадебный обряд саамов имел множество местных вариантов, но всегда состоял из сватовства, “смотренья” или “рукобитья” и венчания, причем решающее значение имело рукобитье, после которого брак считался заключенным, и молодая переходила в дом к мужу. Сватать невесту ехали жених с отцом и несколько родственников со стороны жениха. Невеста нередко знала заранее о приезде сватов и уже готова была дать согласие. Во время сватовства невеста могла находиться в доме (веже, ту-пе), но чаще уходила куда-нибудь, чтобы ее никто не видел. Жених также сначала не входил в дом. Сват и отец жениха угощали всех присутствовавших привезенной с собой водкой, после чего сват, обращаясь к будущему тестю, просил его выдать дочь замуж. Надо сказать, что сватом обычно выбирали человека, который владел в какой-то мере искусством колдовства, обладал силой внушения и умел вести сватовство так, что почти всегда получал положительный ответ. Сват расхваливал достоинства жениха и при этом был очень учтив с его будущим тестем. Вести переговоры свату помогала сисса (sisse) — сестра отца жениха, которая вообще играла видную роль во всем свадебном ритуале.
В случае согласия на свадьбу родители невесты приглашали в дом жениха, который сначала здоровался с ними, а потом подходил к невесте. После этого жених и невеста переодевались в праздничные платья. Он надевал новую суконную юпу, а она – белые юпу и каньги. Свадебный печок также всегда делался из светлых оленьих шкур. Потом жених подходил к невесте и приветствовал ее поцелуем. По словам И. Шеффера, при поцелуе саамы не только прижимают губы к губам, но еще и носы к носам. Без этого поцелуй у них считается “ненастоящим”. “Поцеловавшись с невестой, – продолжает И. Шеффер, – жених делает ей подарки, преподносит изысканнейшие, по его мнению, лакомства – олений язык, бобровое мясо”. Кроме того, он дарил ей платок и кольцо. Если невеста была согласна выйти замуж, она принимала подарки, если нет – бросала ему обратно.
Завершающим этапом сватовства, означающим скрепление брачного договора, было смотренье или рукобитье, которое иногда проводилось сразу же, при первом визите свата и родственников жениха. Это особенно часто происходило в тех случаях, когда жених был родом из удаленного погоста. Но иногда рукобитье проводили и в следующий приход сватов. В давние времена оно сводилось к шуточной ловле женихом невесты-уточки (такое название невесты было, вероятно, связано с культом водоплавающей птицы) и напоминало о былом похищении невест. Позже при рукобитье отец невесты и сват били друг друга по рукам, что означало – брак заключен. После рукобитья до свадьбы проходило от одной-двух недель до нескольких месяцев. Жених должен был приготовить к свадьбе довольно дорогие подарки родителям невесты, ее сестрам, братьям и другим родственникам. Подарки состояли из оленей, мехов, различных предметов и украшений из серебра, денег и имели значение выкупа невесты. В некоторых случаях плата за невесту выражалась в службе тестю в течение года. Подарки, которые в виде платы за невесту делал жених ее родителям и родственникам, возвращались к нему равными по стоимости ценными “отдарками”.
Приданое невесты состояло из оленей, одежды, оленьих шкур – постелей, различной домашней утвари и принадлежностей хозяйства. В XIX в. обычай выкупа постепенно исчезает и сменяется простым одариванием невесты. Подарки родителям и родственникам стали делать редко. Иногда жених заменял их едой и напитками к свадебному столу.
После рукобитья назначали день свадьбы. Накануне этого дня в доме, где жила невеста, собирались все родственники жениха и невесты и жених раздавал свои подарки. Все гости, пришедшие в этот день в дом невесты, приносили с собой съестные припасы, из которых потом готовились блюда для свадебного стола. Н.Н. Харузин считает, что этот обычай можно считать отголоском того времени, когда “вся родня жениха помогала члену своего рода в отдаче выкупа За невесту — обычай, перешедший потом в обычай принесения съестных припасов на свадебный пир, вероятно, сначала лишь родственниками жениха, затем УЖе родственниками и знакомыми обеих врачующихся сторон” (Харузин, 1890. С. 270). Свадебный пир по традиции устраивали в доме невесты. На столе обычно в Изобилии была хорошая еда: разными способами приготовленное оленье мясо, оленьи языки, грудинка и также рыба, в том числе лососевых пород (семга, кум-). Из напитков – чай, водка.
В XIX-XX вв. саамы уже не придерживались обычая, по которому молодой муж должен год отрабатывать в доме тестя. После традиционной свадьбы и венчания, а если венчание задерживалось, то сразу после свадьбы молодые жили в доме тестя еще несколько дней, а затем переселялись в собственное жилище.
В наши дни браки заключаются, как правило, по выбору и решению самих молодых людей. Знакомство происходит в клубе, на танцах, во время праздников, народных гуляний и т.д. Время года для свадьбы практически не имеет значения. Сейчас возраст вступления в брак в основном от 20 до 25 лет, хотя встречаются как более ранние, так и более поздние браки. В настоящее время молодая пара стремится получить собственное жилье и жить отдельно от родителей. Однако, как замечают исследователи, у саамов иногда и сейчас сохраняется традиция поселения молодых в доме родителей невесты. В то же время нередки случаи, когда представители старшего поколения, родители мужа или жены, живут вместе со своими замужними или женатыми детьми..