Традиционная хозяйственная деятельность вепсов
Хозяйство веси основывалось на подсечно-огневом земледелии, скотоводстве, охоте на крупного лесного (олень, лось, медведь) и пушного (соболь, бобр, лисица, заяц) зверя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовстве. Мехами торговали с Северной Европой, Волжской Булгарией и арабскими государствами.
В ХV–ХVII вв. наряду с подсечной системой земледелия существовали лядинная – переходная от подсечной к пашенной – и собственно пашенная с трехпольным севооборотом. Но подсека оставалась главенствующей и в ХVIII в., в остаточных формах она сохранилась у Вепсов вплоть до 1940-х, а в ряде мест и до 1950-х гг. Для работы на подсеке (кask) применялся определенный набор орудий: топор, косарь, мотыга, а при использовании лошадей – двузубая соха разных модификаций – от древнейшей кaskadr (подсечная соха) до hamezadr (соха для пара с полицей), poudarv (полевая соха) – и борона-суковатка (agez). Достаточно постоянным на протяжении веков оставался состав выращиваемых сельско-хозяйственных культур: ячмень (ozr), рожь (rugiz), пшеница (kagr), из овощей – репа (nizu), из технических культур – лен (puuvaz), хмель (humal); позже у русских были заимствованы картофель, капуста и др. огородные культуры. Длительное время существовал старинный способ сева репы – «плевание» из специальной берестяной ложки.
Скотоводство Вепсов основывалось на разведении лошадей (hebo), коров (lehm) и овец (lambaz). Из птиц держали кур (kana). Животноводство, как и повсюду на Северо-Западе, было лесным (в пастбищный сезон).
Рыболовство имело сезонный характер. Особенно было развито, судя по писцовым книгам, на побережье Онежского озера, на Ояти и в верховьях Свири. В ХVII–ХVIII вв. рыбаки отправлялись на весенний и осенний лов в низовья Свири и на Ладогу. Наряду с сетями и неводами (not), плетенными из льняных нитей, с давних времен применялись ловушки – морды (merd), мережи (merez), крючковые снасти.
Были развиты домашние ремесла: женские – прядение, ткачество, шитье, изготовление глиняной посуды – и мужские – деревообработка, плетение из бересты, обработка и выделка шкур, кожи.
Профессиональный характер носили кузнечное, медно-литейное и ювелирное пр-ва. Железо выплавляли из болотных руд, самородную медь добывали в районе Юксовского оз. Изготавливались сталь, бронза, были широко известны литье, ковка, клепка, паяние, вытягивание медной проволоки. В числе бронзовых (изредка серебряных) ювелирных украшений – височные кольца, фибулы, гривны, цепи, кресты, подвески, браслеты, перстни. О древности местной металлообработки свидетельствуют и данные вепс. яз.: назв. металлов относятся как к общему прибалтийско-финскому субстратному слою (hobed – «серебро», tin – «олово»), так и к ранним заимствованиям из германских яз. (kuud – «золото» и др.).
Гончарство с распростр. гончарного круга приобретает ремесленный характер. Складывались местные центры гончарства, из к-рых были известны погосты Соцкий на Ояти и Андомский.
Существовала обработка камня, рога, кости. В поздний период сохраняли значение звероловство и птицеловство, позволявшие жителям юж. погостов Обонежья выплачивать денежную часть ренты. На Тихвинской ярмарке в ХVIII в. продавались лосиные шкуры из Вытегорского и Мягозерского погостов. Традиц. изделия вепс. металлургов и кузнецов – кричное и прутовое железо, уклад (род стали) из Оштинского, Веницкого, Мягозерского, Важенского погостов, Ладвинской и Куйской вол. – пользовались спросом на местных торжках (Вытегорский и Веницкий погосты) и на ярмарках за пределами вепс. земли – в Тихвине, Вознесенье, Шуньше, Олонце, Сердоболе, Петровской Слободе, Белозерске и Каргополе, в Александро-Свирском монастыре, Кириллове, на Валааме.
В некоторых вепс. деревнях изготавливали огнестрельное оружие – «пищали», «винтовки». Гончарный промысел сохранял традиц. характер до 1930-х гг. уже в условиях артельного произ-ва. Под влиянием городской культуры наряду с кухонной изготавливались столовая посуда, детская игрушка и мелкая пластика – фигурки барынь, животных, многофигурные композиции.