History of the people
Существуют две версии появления удэгейской общности. Первая относит начало формирования общности к XII веку, это был период нападения монголов на чжурженей, чтобы избежать полного уничтожения народа, чжучжени укрылись в лесах, со временем потеряли признаки государства, вернувшись к традиционному обществу.
Вторая версия говорит о том, что удэгейцы никогда не входили в чжурчженское государство. Они были аборигенным этническим населением, жившим на территории Приморья задолго до возникновения Алчуна, а может быть и Бохая.
Изучение народа удэге основательно начинается лишь с конца 50-х годов XIX века, согласно Пекинскому договору 1860 г. Уссурийский край окончательно отошел к России; население края едва достигало нескольких тысяч человек. Удэгейцы жили, разделившись на восемь небольших групп: хунгарийская, анюйская, хорская, бикинская, большеуссурская, самаргинская, приморская и кур-урумийская.
По данным переписи 1897 г. было зарегистрировано 1842 человека, называвших себя удэгейцами. В начале XXвека численность удэгейцев значительно сократилась. В 1906 г. на р.Нельма вследствие эпидемии оспы и сильной голодовки вымерли все приморские удэгейцы из рода Огдонко[1]. В 1908-1909 гг. в результате повсеместного голода вымерло 578 удэгейских детей[2].
После социалистической революции 1917 года в России на Дальнем Востоке начался период нестабильности. 19 июля 1918 года был учрежден Инородческий отдел, призванный оказывать малым народам Дальнего Востока экономическую и социальнуюпомощь, обеспечивать равноправие всех национальных меньшинств. Но деятельность отдела была прервана Гражданской войной.
Во время Гражданской войны хорские удэгейцы активно учавствовали в ГВ, становясь партизанами или разведчиками, а иногда и проводниками, бикинские удэгейцы участия практически не принимали. После окончания ГВ началось строительство социализма, власти проводили гибкую политику в отношении коренных народов, вмешательство отражалось лишь в постройке новых школ, дорог, появлении возможности отправлять детей в города на учебу.
В период коллективизации власти стали уделять малочисленным аборигенам большее внимание. На первых порах коллективизации внимание властей было приковано в основном к центральным и южным районам Приморья. К 1932 г. власти переключили свое внимание на северные районы, в частности особое внимание уделялось старообрядцам, в 1932 г. в поселок Улунга (север Приморского края) была организована специальная карательная экспедиция, в нее вошла и часть удэгейцев. Под лозунгом борьбы с вредным наследием религиозного фанатизма были репрессированы наиболее активные в удэгейской среде шаманы. Это оставило глубокую рану в истории не только удэгейцев, но и всего Приморского края.
После этого почти все население сконцентрировалось в трех населенных пунктах: Сяине, Олоне и Метахезе. Местные власти быстро коллективизировали легковерный удэгейский народ. Еще Арсеньев говорил о том, что удэгейцы легковерны: «чтобы закабалить таза (удэгейца), китайцы прибегают к следующим приемам: они пользуются тем, что инородцы не знают никакой письменности. Поэтому как только умирает кто-либо из стариков-тазов, китайцы являются к его сыну и, показывая исписанный лист бумаги, объявляют ему, что отец его должен им примерно 2-3 тысячи рублей. Простодушному дикарю и в голову не придет мысль, что его обманывают. Память об умерших родителях свята, и потому он соглашается и платит, платит без конца, платит до тех пор, пока китайцу это будет нужно…»
20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский края. По новому административному делению в состав Приморского края вошли бикинские (Пожарский район), самаргинские (Тернейский район), большеуссуркие (Красноармейский район) удэгейцы. В состав Хабаровского края вошли хунгарийские и кур-урумиские (Хабаровский район), анюйские (Нанайский район) и хорские (район им. Лазо) удэгейцы.
Во всех поселках были созданы колхозы, но привить любовь к сельскому хозяйству влястям не удалось. После многолетних попыток силой привить удэгейцем любовь к сельскому хозяйству у начальников возникла, наконец, здравая идея создать промысловую артель. Удэгейцы вздохнули свободнее. В 1962 году на базе артели «Охотник» был создан госпромхоз. К середине 70-х годов на нем трудились около 120 охотников, в том числе 90 на постоянной основе. Это способствовало возрождению традиционной удэгейской экономики.
В 50-х гг. началось строительство незатопляемого поселка в верховьях Бикина – Красный Яр, он стал основным местом проживания удэгейцев. В 60-70 гг. на отрезке от Верхнего Перевала до Красного Яра велась активная вырубка лесов, преимущественно кедра. Это нанесло непоправимый вред природе. Удэгейцы активно боролись с вырубками, итогом стало Постановление Правительства о запрете вырубок кедра в 1973 году. К слову в декабре 2013 было принято решение о создании в верховьях Бикина заказника
На сегодняшний день насчитывается 1600, указывавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и поселках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признали удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения. Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания – алкоголизм, весьма распространенный среди жителей. Другая проблема – заготовка крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е не раз приводило конфликтам.
Культура удэге
Hunting – наиболее важное занятие у удэгейцев. Ею занимаются с 12 лет и до глубокой старости. Охотились удэгейцы почти круглый год, даже весной, когда звери ждали потомства. Но по неписанным законам запрещалось убивать зверя больше, чем это нужно было для семейства одного рода в ближайшее время. Охота была у них индивидуальной, в редких случаях коллективной, была распространена охота с помощью разных ловушек. С середины XIX века среди удэгейцев распространился пантовый промысел. Наиболее ценные панты добивались в конце мая, начале июня.
Fishing имело большое значениедля удэгейцев. Де лаБрюнер, посетивший Уссурийский край в 1846 г., писал: «На Уссури ловля кеты соответсвует нашей уборке хлеба: при недостатке её голод опустошает страну». Основными видами промысла удэгейцами были: кета, таймень, ленок, щука, сазан, хариус.занимались рыболовством в основном мужчины. Рыбаслужила не только пищей, из рыбьих кож делали одежду и обувь. Китайцы называли удэгейцев не иначе, как юй-пхи-тадзы, что в переводе означает «инородцы, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи».
Собирательство в хозяйстве удэгейцев имело подсобный характер и развивалось на протяжении сотен лет.С наступлением лета женщины уходили в тайгу на заготовку разнообразных трав: черемши, дикого лука, дикого чеснока и др., сбор ягод начинался в июне и продолжался до поздней осени. Собранные растения служили лекарствами, продуктами питания. Знания о лекарственных свойствах растений тщательно хранились удэгейцами. Особое место среди лекарственных растений занимает женьшень. Промысел женьшеня, в котором принимали участия только мужчины, начинался в июле.
Домашнее производство четко делилось на мужское и женское. Наиболее распространёнными были обработка дерева, бересты, металла, кости, выделка шкур животных и рыбьих кож и многое другое.
Большинство хозяйственных занятий сохранились в среде удэгейцев и по сей день. Только домашнее производство почти полностью исчезло, лишь некоторые семьи продолжают этим заниматься.
Народные знания, приобретенные через опыт, являются важной частью культуры каждого народа. Они раскрывают духовный облик каждого народа, его мировоззрение и т.д.
Удэгейцы владели разными видами знаний: географические, математические, знали лунный календарь. Почти все виды знаний имели прикладной характер. Они позволяли народности осваивать жизненно необходимую территорию расселения, с успехом применять знания в трудовой деятельности.
В основе традиционного мировоззрения удэгейцев лежит анимизм, сутью которого является вера, что живое в природе имеет душу. Уходит душа из тела – уходит жизнь. Это верование формировалось во многом под влиянием шаманов – людей, обладающих способностями духовного видения, т.е. способных видеть нематериалистические формы энергии.
Шаманы играли важную роль в жизни удэгейцев. Далеко не каждый человек мог стать шаманом. Для этого он должен был обладать врожденной способностью экстрасенсорного восприятия мира, должен был пройти посвящение и одолеть после него сильное нервное потрясение, по сути – душевное заболевание, от которого многие умирали. Если после долгого и мучительного процесса обучения претендент в шаманы оставался жив, он становился шаманом.
Общественные и семейные отношения
До включения в состав Российской империи удэгейцы не имели над собой государственной власти, все отношения регулировались родовыми обычаями, которые имели силу неписаного закона. Из-за социальных и экономических изменений в середине XIX века род начал распадаться на родовые группы. Но и в них люди продолжали жить по родовым законам.
Управление каждым родом осуществлялось на основе первообщинной демократии. Общее собрание взрослых решало вопросы коллективной охоты, рыболовства и особенно кровавой мести. На таких собраниях каждый имел равный голос. В любом же другом месте предпочтение отдавалось самому уважаемому, умному, опытному охотнику.
Среди удэгейцев не было воровства. «Вор, по их понятиям – урод, сумасшедший», – писал Арсеньев. Убийце грозила большая опасность, по неписаному закону полагалось убить «лучшего человека из виновного рода от 15 до 30 лет.
Господствующей формой удэгейской семьи до конца XX века была малая семья, состоящая из родителей и неженатых детей численностью от 3 до 12 человек. Большая семья встречалась редко. Это была близкородственная группа, объединявшая потомков отца или матери по третье колено.
Folk art
Эпическое и музыкальное народное творчество удэгейцев сохранилось и до наших дней. Оно представлено большим и разнообразием жанров и сюжетов. Единственным средством передачи фольклорного творчества была устная речь, это занимало большое место в их жизни. К фольклору удэгейцев следует отнести: исторические рассказы, мифы, сказки, предания, загадки, пословицы, песни и поговорки.
Песенные мотивы очень просты и состоят из повторений двух-трех нот. Некоторые построены на звукоподражании зверям и птицам. Пение иногда монотонно, иногда поражает доходящим до самозабвения экстазом. Раньше разрешалось петь только днем, иначе можно было привлечь духи умерших.
Традиционные игры удэгейцев (гусини) являлись средством физического и духовного воспитания человека. В процессе игр развивалась ловкость, выносливость, необходимые для жизни знания и трудовые навыки. Массовые состязания пользовались большой популярностью. Без них не обходился ни один национальный праздник.
Обрядовые танцы занимали большое место в разных обрядах, связанных с почитанием и промыслом зверей. В основу танцев ложились имитации движений животных и их поведения. Игровые танцы происходят от слова «саиити» (смышлёный, бойкий). Они прежде служили целям воспитания и сплочения коллектива. Эти танцы у удэгейцев были очень эмоциональными.
Особое место среди танцев занимала шаманская пляска. Это сольная импровизация, составленная из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму.
Изобразительное искусство представлено, узором, орнаментом, скульптурой, плоскостным рисунком. Предметы культа, быта украшались узором, орнаментами. Особое распространение получила орнаментация мягких материалов – область женского рукоделия. Удэгейки использовали различную технику: аппликации, роспись, вышивки. Наиболее широкое распространение получила вышивка. Орнаментация твердых материалов была прерогативой мужчин. Узоры выполнялись техникой резьбы или инструктацией.
Удэгейцы, один из немногих народов, которые стараются продолжать свои традиционные занятия и промыслы, продвигать свою культуры и обычаи. Не смотря на малочисленность есть и среди них известные на всю страну люди: Иван Дункай, художник, выставки которого проходят не только в России, но и за рубежом, пишет правдивые картины быта удэгейцев. Петр Суляндзига, получив кандидат физико-математических наук, стал заведующий кафедрой высшей математики в Хабаровском политехническом института (ныне ТОГУ). Джанси Кимонко,русский и удэгейский писатель, зачинатель удэгейской литературы и много других выдающихся людей.
Literature
- Арсеньев В. К. Вымирание инородцев Амурского края, 1914
- Арсеньев Владимир Клавдиевич ДерсуУзала, Владивосток, 1983
- История и культура удэгейцев, Ленинград, 1989
- Ларькин В. Г. Хозяйство и средства передвижения удэгейцев до установления Советской власти, 1959
- Материалы сайта Википедия
- Паничев Александр Михайлович Бикин, Владивосток, 2005