Forest Yukaghirs (Oduls)
С древности особую значимость для пеших охотников-собаководов тайги имели крупные копытные лось, олень, обеспечивавшие людей всем необходимым: мясом питались, из шкур изготовляли одежду, предметы быта, покрышки жилищ, из костей, рогов – орудия труда. Не удивительно, что животное стало «матерью» охотничьего коллектива, источником языческого мифопоэтического образа Мать-Зверь.
О формировании мифологических образов «Хозяев Земли» повествует наскальное искусство южной, центральной и северной Якутии периода неолита, где преимущественно изображены лоси. Острые и напряженные моменты охоты питали творчество древних и современных художников Якутии.(далее…)
The tundra yukaghirs
Несмотря на то, что последнее столетие рыба давала юкагирам основную пищу, они (особенно нижнеколымская группа) продолжали себя воспринимать как охотников на дикого оленя. Имея постоянную территорию кочевания и промысла, нижнеколымские юкагиры выпасали своих домашних оленей в определенных местах, чтобы сохранить пастбища для дикого. Сами люди до начала сезона охоты на эти пастбища без нужды не заходили, чтобы дикий олень не учуял запаха человека (Крейнович, 1972, 84). Для промысла дикого оленя имелся четкий запрет: на оленя не охотились от его отела до начала августа (Там же, с.77). (далее…)