Deer transport

  Оленный транспорт один из главных способов передвижения в просторах Арктики/Севера, он наиболее приспособлен к здешним экстремальным условиям. А олень является основным и незаменимым транспортным животным таежных и тундренных кочевников круглый год.

  В конце XIX – начале XX вв. олень использовался эвенами в качестве средства передвижения в двух формах – упряжного и вьючно-верхового транспорта.

  Вьючно-верховой вид транспорта. Эвены, исконные обитатели таежной зоны, использовали оленя под седлом и вьюком в любое время года. Оленей (оралбу), используемых для вьючно-верховой езды, подразделяли на две группы: вьючных (инучэ) и верховых (учак/учик). Под вьюк использовали обученного этому делу оленя, по характеру спокойных и не очень пугливых, кастрированных самцов и яловых важенок. Для верховой езды отбирались наиболее крупные и выносливые животные. Его называли учак и очень дорожили им.

  Ходить под вьюком оленя приучают с двух лет, под верховую езду — с четырех-пяти, обычно обучение занимало 2-3 недели. Чтобы олень быстрее привыкал слушаться хозяина, к недоуздку с левой стороны крепилась специальная зубчатая пластинка из кости. Нажимая на нее с помощью повода, оленя заставляли ускорять или замедлять шаг, поворачивать в ту или иную сторону. Когда олень привыкал ходить под седлом, пластинка снималась [История и культура эвенов, 1997, с. 101].

  Недоуздок енмэр/инмэр, состоящий из оголовья и повода, надевали на каждого верхового или вьючного оленя. Оголовье в свою очередь бывает простым и более сложным. Простое, состоящее из одной петли, не имеет ни пряжек, ни колец и крепится на затылке за ушами путем связывания двух ремешков. Петля такого оголовья охватывает морду оленя ниже или выше глаз.

Типы простых недоуздков [ИЭАС, с.44]

  Простые недоуздки обычно применялись для верховых оленей. Более сложное оголовье имеет две петли, соединенные ремешками, причем одна петля охватывает морду животного ниже глаз, другая — выше [Курилюк, 1984, с. 270]. Такие недоуздки изготовлялись из сыромятных ремней. С внешней стороны пришивались кисточки и ровдужная бахрома, чтобы олень, махая головой, отгонял им гнус. Праздничные и обрядовые недоуздки украшались медными пуговками, иногда обертывались чередующимися лентами из черной и красной ткани. Оленей в недоуздках за ременной повод (нөг) привязывали к нартам или дереву и после этого начинали седлать и вьючить. Длина повода у вьючных оленей составлял 2,5—3,0 м, у верховых  – 4,5-5,0 м [Курилюк, 1984, с. 270].

  Неизбежной операцией перед каждой поездкой была ловля необходимого числа ездовых оленей. Основным средством вылова оленей был аркан (маут/мавут). Он считался необходимым предметом личного снаряжения каждого оленевода. Маут представлял собой веревку длиной от 20—35 м, диаметром 3—4 мм, сплетенную из четырех тонких сыромятных ремней из оленьей кожи. Один конец его продевали сквозь небольшую роговую, чаще костяную, пластинку (химкан) с двумя отверстиями. Для того чтобы пластинки не спадали, на конце маута завязывали узелок. Иногда вместо него укрепляли роговую пуговицу – оhямкан. На конце маута делали подвижную петлю, которая образовывалась концом аркана и пластинкой.

  Эвены, как и эвенки, подходят к оленю, вьючат и седлают его, а также садятся на него всегда с правой стороны, поводок тоже проходит справа. Садятся на оленя с наскока. При посадке закидывали левую ногу на седло и, опершись правой рукой о специальный посох, вскакивали на седло с таким расчетом, чтобы не получилось удара по слабой спине оленя. Посох у эвенов имел два названия: мужской – нинками; женский – тийун. Посох помогал не только при посадке на седло, но и для сохранения равновесия. У женского посоха (тийун, ньори) на конце имелся металлический крюк, которыми, женщины поправляли вечно сползавшие вьючные сумы. Во время езды посох держат в правой руке, на него обычно не опираются, им лишь погоняют оленя. Сидят на задней части седла, при этом ноги согнуты в коленях. Управляют оленем, дергая за недоуздок (инмэр), ударяя оленя пятками. За день верхом на оленях проходят 25—30 км. Ездят обычно шагом и только по ровной местности, на твердой почве переходят на рысь [Гурвич, 1977, с. 62; Николаев, 1964, с. 122; История и культура эвенов, 1997, с. 103]. Езда верхом на олене требует большой сноровки и особых навыков, отличающих ее от передвижения верхом на лошади. Обучаются этому делу с раннего детства.

  Эвены пользовались тремя видами седел для оленей: верховыми, вьючными и детскими (см. Прил.). Эвенские седла, по классификации авторов «Историко-этнографического атласа», принадлежат к сибирскому типу [57, с. 23]. Специальных мастеров по изготовлению седел у них не было, благодаря чрезвычайной простоте устройства оленьего седла его мог изготовить каждый эвен. Для этого ему было достаточно вооружиться острым топором и ножом, небольшим количеством сыромятных ремней и куском оленьей шкуры.

Седло с планками [ИЭАС, с. 46]
Седло ездовое, мужское «эмгун». Мастер: Миней Нутаймин. Хабаровский край, Северо-Эвенский район, с. Гижига, 1930-е гг. [https://ethnobook.ru/eveny/info]
Женское вьючное седло [https://ethnobook.ru/eveny/info]
Ламутка верхом на олене, позади олень с люлькой – бэбэ, 1900-е годы [Из фотоматериалов В.И. Иохельсона]

  Верховые седла (эмгун/өмгун) имеют на полках «планки», роговые (оленьи или лосиные) и низкие (передняя выше задней) луки. Ленчик обшивали шкурками мехом внутрь, в подушки седел набивали шерсть, и сверху пришивали шкуру с головы оленя (мехом наружу), покрывающаую все седло вместе с луками. Вьючные седла (инэмгунни) отличаются от верховых более крутым наклоном полок, отсутствием «планок» и более высокими деревянными луками, обтянутыми ровдугой. Средний вес седла составлял 3-3,5 кг.

  Мужские седла отличались от женских меньшими размерами. Женские седла имели более высокие луки и более длинные ленчики, в прошлом украшались бисером, т.е. на луки натягивали кожаный чехол с орнаментом из бус.

  Детей 3-4-х лет усаживали в детские седла – доңка, каңка. В отличие от вьючных луки детских седел изготовлялись только из дерева и были гораздо шире. Эвенские детские седла донка схожи с детскими седлами эвенков (эмкору) [Мазин, 1992, с. 52].

  С обеих сторон передние и задние луки детского седла соединялись дополнительными тонкими досками так, чтобы образовалось нечто вроде короба, в который усаживали детей. Маленьких же детей при перекочевке перевозили в специальной колыбели (бэбэ), которую уравновешивают на вьючном седле одной вьючной сумой.

  Седло как верховому оленю, так и вьючному эвены клали обязательно на лопатки, и тогда он легко мог везти груз в 40—50 кг. Ввиду сравнительно небольшой величины оленя, более развитого переда, человек сидит верхом почти на холке, при этом центр тяжести седока проходит сразу же за лопатками.

  Любое оленье седло крепится одной подпругой – тиңэтэн.

  Завьючивая оленя, эвены сначала клали на него небольшой коврик из оленьей шкуры (эмгүн тэдэнни), чтобы вьюки не натирали бока. На коврик кладут седло (эмгун) и затем через седло перекидывают две переметные (вьючные) сумы. В.Г. Богораз подчеркивал у «ламутов» высокую степень организованности кочевого быта, глубокую продуманность всех мелочей и деталей, выработанных веками: «Все предметы домашнего обихода, утварь, запасы хранились у “ламутов” в аккуратных, изготовленных из камусов переметных сумках, в которых было удобно перевозить все необходимое вьюками на оленях» [Богораз, 1990, с. 70].

  У северных народов встречаются вьючные сумы двух видов: мягкие – из камусов или из шкур с головы оленей; твердые — в виде берестяных коробов, обшитых ровдугой или камусами. Мягкие сумы из камуса (hэрук) распространены у всех эвенов.

  Упаковка вьючных сум проводилась с соблюдением ряда правил. Каждую из них старались загрузить так, чтобы она была шире по краям и уже в средней части, тогда она плотно прилегала к телу оленя. Для подвешивания к седлу сума (hэрук) была снабжена несколькими удобными ремнями, при помощи которых одна быстро пристегивалась к другой — получалась переметная. После переброски вьюков через седло их тщательно уравновешивали. Поверх них обычно клали деревянные коробки, цилиндрические мешки из камусов с инструментами, громоздкие жесткие вещи. От осадков сумы были защищены небольшими ковриками-покрышками кумнан из шкур с головы оленя или камуса.

  Узкие таежные тропы приучили оленей следовать гуськом – друг за другом. Поводок от головной веревки каждого последующего оленя привязывали к седлу предыдущего. Для этого на задних луках грузовых седел укрепляли специальные роговые или костяные пластинки. И таким образом получался длинный караван, тянущийся на сотни метров, а если семья многочисленная или богатая — чуть ли не на километр [Николаев, 1964, с. 118—119].

  Эвены использовали разнообразную терминологию в наименовании ездовых и вьючных оленей, назначавшихся для перевозки людей разного пола и возраста, а также для доставки различного бытового имущества и утвари. Так, верховой олень для перевозки всадника в мужском седле носил название учак/учик; верховой олень, предназначенный для верховой езды женщины – аҺи оранни. Олени, предназначенные для перевозки детей разного возраста, тоже имели соответствующие названия: везущий люльку с грудным ребенком – бэбэрук/бэбэсэк; верховой олень со специальным детским седлом для детей 5-6 лет – каңка оранни; олень, везущий детей 5—6 лет, привязанных к седлу, өьнэсэк/өньэрук. Олень с постельными принадлежностями назывался hулрарук; олень, везущий при переездах покрышки юрты и домашнее имущество һиэнкурук; олень, везущий при переездах посуду, мясо һэрукэрук; предпоследний олень в караване, везущий треноги чума, – чорарук и замыкающий олень, везущий жерди-остовы чума, назывался ирукарук [Попова, 1977, с. 94; Потапова, 2013, с.83].

  Из вышесказанного видно, что весь быт эвенов до мелочей был приспособлен к кочевому образу жизни, в котором каждая вещь, любой предмет домашней утвари хранились в определенном месте, перевозились на определенном вьючном олене.

  Упряжный вид транспорта. Наряду с вьючно-верховым транспортом у всех групп эвенов был распространен и зимний упряжный, наиболее удобный и экономичный в условиях открытых пространств (тундра, лесотундра). Его преимущества в зимней перевозке грузов очевидны: если обычный вес вьюка составляет 20—40 кг, то на нарту грузят 100—160 кг. Вьючные олени движутся со скоростью 3—4 км/ч, а нартенные — 12—13 км/ч [Ермолова, 1995, с. 179].

Нарта момских эвенов [ИЭАС, с. 37]

  Sleds турку/торки/нурки у эвенов различны по типу в зависимости от происхождения. Эвены, соседствовавшие с чукчами и коряками, заимствовали у них чукотско-корякский тип нарт (дугокопыльные). Для эвенов Якутии был характерен тунгусо-якутский тип нарты (прямокопыльные). Основными материалами для нарт турку являются лиственница, ель, береза.

Прямокопыльная нарта (тунгусо-якутский тип) [ИЭАС, с. 43]

  По устройству и назначению нарты можно разделить на легковые и грузовые. Легковая нарта используется главным образом для езды налегке. Сидение покрывается оленьей шкурой, а чтобы она не сползала, ее привязывают к сидению старым арканом или иным ремнем. Иногда туда кладут мешок с мягкими вещами. Нарты данного типа отличаются более тщательной отделкой, менее массивными полозьями, более тонкими и высокими копыльями и небольшой площадью настила. В отличие от грузовой у ездовой нарты копылья прикрепляются к полозьям с помощью тонких кожаных ремешков. Грузовая нарта отличается от легковой большими размерами и весом. Она была прочнее, массивнее, намного длиннее и грубее отделана. Грузовая площадка не огораживалась нащепами.

Тунгусо-якутский тип: 2а – крепление передка нарты, 2б – крепление копыла, 2в – крепление тяжа с нартой; 2г, 2д – упряжь [ИЭАС, с. 49].

  У эвенов упряжка состояла из двух оленей, один тяж на них перекинут через дугу-баран. Двухоленная упряжка как в грузовой, так и в ездовой нарте встречается и у эвенков, оленных якутов, негидальцев.

  В упряжке олень, от которого идет поводок, называется передовым – ньоҕусут, ньогуһут, ньōҕоһок (букв, ‘впереди идущий, ведущий олень’). В качестве передового используют правого оленя (ангида учак). Передовым мог стать специально обученный олень, для чего выбирают крупного рослого и сильного оленя-самца. Его тщательно дрессируют. Приучают к упряжке оленей с двухлетнего возраста. Дрессировку начинают с надевания на оленя недоуздка и привязывания к нарте. Оленя, привыкшего ходить за упряжкой, впрягают в пару с обученным. Различают легковую и грузовую упряжки: как правило, в легковой используют постоянную пару «сдружившихся», «сработавшихся» оленей, не меняя их местами, в грузовой — наоборот, стараются время от времени менять оленей местами.

  Второго упряжного оленя эвены называли дьигэнгидэ/дьэгэнгидэ/дьөгөнгидэ учак – «ленивый, передовой олень». Это был любой рядовой олень, умеющий ходить в упряжи. Чтобы оба оленя не расходились далеко в сторону и не задевали за придорожные стволы, поводок ведомого привязывали за шею ведущего, оставляя необходимый интервал между ними.

  Посадка производится с правой стороны обычно боком, при этом левую ногу кладут на нарту, а правую — ставят на полоз. Управление оленями, запряженными в нарту, осуществляется с помощью вожжи – нөг. Длина ее равна 6—7 см. Этот поводок проходил справа от передового оленя. Кроме того, для управления оленьей упряжкой использовали палку-посох (чорами) длиной 2—3,5 м для понукания оленей в упряжке, для упора при езде по склону, определения глубины снега и т.п.

Алексеева Е.К., к.и.н.

  Literature

  1. Алексеева Е. К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX в). – Новосибирск: Наука, 2003; Богораз В.Г. Ламуты (из наблюдений в Колымском крае) // Землеведение. Кн.1. М., 1900. – С.59-72;
  2. Василевич Г. М., Левин М. Г. Оленный транспорт // Историко-этнографический атлас Сибири. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 11 – 26; Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов: к вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. АН СССР. Институт этнографии – М.: Наука, 1977. – 247 с.;
  3. Ермолова Н. В. Традиционные средства передвижения у народов Севера Сибири // Экология этнических культур Сибири накануне XXI в. – СПб., 1995; История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки – СПб.: Изд-во «Наука», 1997 – 176 с.; Курилюк А.Д. Оленеводство Якутии. – Якутск, 1984;
  4. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. – Якутск, 1964 – 202 с.; Мазин А.И. Хозяйство и быт эвенков-орочонов (кон. XIX – нач. XX вв.). – Новосибирск, 1992;
  5. Попова У.Г. О типах эвенских жилищ // Записки Магаданского краеведч. музея, 1977. – Вып.11;
  6. Потапова О.К. Лексико-семантическая группа названий оленного транспорта у эвенов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – №1. – 2013. – С. 81-87
en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top