Traditional life
Ульчи традиционно жили оседло, некоторым их селениям десятки и даже сотни лет. Селились они в основном по правому берегу русла Амура — там, где проходили пути лососей к местам нереста. В то же время их посёлки были довольно-таки невелики: два-пять домов.
Жилище ульчей — хагду — имело каркас из стволов и брёвен, двускатную крышу, пол был земляным или глиняным. В холода хагду отапливали двумя очагами с кановой системой. При сильном морозе в ход шли дополнительные «обогреватели» — большие металлические жаровни (на трёх ножках) с раскалёнными углями.
Характерная особенность зимнего ульчского жилища — наличие «собачьего стола» уйчэу — низкого помоста, на котором кормили ездовых лаек.
На тёплое время года ульчи перебирались в летние жилища. Летники были двух типов: даура — четырёхугольные из жердей с двускатными крышами, крытые корой, и генгга — свайные летники.
Охотники сооружали небольшие цилиндрические шалаши хомиран. На промысел порой приходилось уходить далеко от родного дома.
Летом основным средством передвижения были лодки: большие дощатые плоскодонки угда и маленькие берестяные и дощатые оморочки.
Зимой ездили на собачьих упряжках: традиционно в ульчской семье было 2–3 упряжки, по 10–12 животных в каждой. Собак запрягали в узкую лёгкую нарту с двусторонне загнутыми полозьями, на которую садились верхом и ставили ноги на маленькие лыжи.
На небольшие расстояния или по труднопроходимой заснеженной местности перемещались на лыжах, подклеенных нерпичьей шкурой.
Ульчи — виртуозы художественной обработки дерева. «Амурские люди» знали множество технических приёмов резьбы и росписи. Особенно богато и сложно украшалась ритуальная посуда для медвежьего праздника.
Ульчи испокон веков ценили лечебные свойства древесины и её производных. Например, берёзу называли тёплым деревом, которое забирает боль и дарит здоровье.
Ульчи знали о полезных свойствах древесины разных сортов и делали из неё жилища, нарты, утварь — различные дощатые сосуды, колыбели, блюда, корытца, ложки.
Нитки для сетей ульчи получали из крапивы и дикой конопли. Важной деталью убранства старинных жилищ были камышовые циновки, которыми покрывали каны, отапливаемые двумя очагами, завешивали ими стены.
Широкое распространение в быту получил скарб, плетённый из тальника или ивы: корзины для вещей и переноски рыбы, шумовки для рыбных пельменей.
Традиционная одежда ульчи — халат покроя кимоно «капчума». Зимние халаты утепляли, на голову надевали меховые шапки-колпаки. Летом пользовались берестяными шляпами. Обувь (ноговицы) делали из рыбьей, оленьей, нерпичьей и сивучьей кожи.
Халат капчума выкраивался с левой полой, застёгивавшейся на правом боку.
Капчуму делали из рыбьей кожи или ровдуги, зимние халаты (лэбэли) утепляли, простегивая ватой. В холода носили также шубы мехом внутрь, покрытые сверху хлопчатобумажной или шёлковой тканью.
На голову зимой надевали уборы наподобие капора с верхом из белых собачьих камусов и лисьей опушкой вокруг лица. Если стояли сильные морозы, под такой капор поддевали ещё меховые наушники (дява).
Летом ульчи мастерили шляпы из бересты, этот «дышащий» материал отлично предохранял голову от перегревания.
Обувь делали из рыбьей, оленьей или сохатиной кожи (ровдуги), нерпичьих и сивучьих кож.
Отделку орнаментом располагали на определённых местах одежды: по низу рукавов, краю левой полы, вокруг ворота.
Поверх тканевой основы халата ульчские мастерицы пришивали дополнительные полосы контрастных цветов, цветной халат отделывали чёрными полосками: они не только играли декоративную роль, но и делали одежду более прочной. Затем их орнаментировали вышивкой, а сверху прикрепляли металлические (бронзовые, медные) украшения различных форм.
На ткань с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи наносили узор, контуры которого обводили костяной палочкой и затем вышивали, используя шёлковые нитки.
В ульчском орнаменте основным персонажем была река, с её извивами, волнами и спиралями. Типичными для ульчей были изображения оленей, как бы выходящих из «водяных» завитков, а также рыб, водоплавающих птиц и змей.
Рыба считается основой меню ульчской семьи. В древности чтобы сохранить улов впрок, делали юколу: рыбу нарезали на длинные тонкие пластины и вялили на солнце. Зимой её кушали сухой, размачивали и жарили на углях, из неё варили суп с добавкой круп, диких растений, морской капусты.
Также запасали большое количество рыбьего жира, сохраняя его в сивучьих пузырях.
Мясо на столе ульчей появлялось нерегулярно — в основном, когда на охоте попадался олень или лось.
Когда наступал сезон, в большом количестве ели водоплавающую и боровую птицу.
Важный источник витаминов — дикоросы: черемша, крапива, полынь, дикий лук, жёлуди, лишайники и многие другие.
Излюбленным блюдом ульчей были луко вицы дикой лилии — саранки. Их ели сырыми, варили как картошку, тушили, пекли в золе, сушили и затем добавляли дольками в мясной или рыбный суп, либо толкли и насыпали в муку, а затем пекли из неё душистые лепёшки.
Широко употребляли в пищу различные ягоды, орехи, древесные грибы.
Materials and photos provided by the portal “Many Faces of Khabarovsk Krai”, the compiler:
Kulesh Yelena Vasiliyevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology,
Head of the Resource Center in Pacific State University.