Эвенки

  Эвенки (тунгусы) принадлежат к. тунгусо-маньчжурской группе большой алтайской семьи языков. Родственными по языковой группе к эвенкам являются эвены, негидальцы., солоны, нанайцы, ульчи, ороки, маньчжуры, удэгейцы, которые расселены в Республике Саха, Амурской области, Хабаровском крае, Магаданской области и в Китае. Схожесть языка и культуры является свидетельством того, что в глубокой древности предки народов алтайской семьи языков жили ближе друг к другу. По древнекитайским источникам в I тысячелетии до нашей эры на территории Приморья и Северо-Восточного Китая обитали восточные инородцы под названием сушэни или илоу. Об этих племенах в древних летописях сохранилось очень мало сведений. А в начале нашей эры по Амуру, Зее и в Приморье племенными объединениями расселились большие древнетунгусские племена мохэ. Они вели торговлю с соседними государствами. Особенно активными эти связи были с Китаем.

    Самоназвание — «эвенкил». Официальное название «эвэнки» утвердилось в конце 1930-х гг. Численность (по данным переписи 2020 года) – 3 709 человек.

  География проживания

     Эвенки проживают на территории Красноярского края, Бурятии, Забайкальского края, Иркутской и Томской областей, Якутии, Амурской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев.

 Язык и разделение на этнографические группы

      Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.

      В нём выделяется три группы диалектов:

  • северная,
  • южная,
  • восточная.

       Каждый диалект подразделяется на говоры. Антропологически эвенки относятся в основном к байкальскому варианту североазиатской расы. В южных и некоторых северных районах добавляется центрально-азиатский компонент. В России эвенки говорят преимущественно по-русски. Помимо русского и эвенкийского языка, используют также якутский и бурятский.

  Краткая историческая справка

     Эвенки – тунгусо-маньчжурский народ в России, Северо-Восточном Китае и Монголии. До 1931 года эвенки назывались «тунгусами».

       Существует несколько гипотез о происхождении эвенков: южная, из районов междуречья Хуанхэ и Янцзы (С. М. Широкогоров); прибайкальская (Г. М. Василевич и А. П. Окладников); забайкальская и верхне- и среднеприамурская (В. А. Туголуков, М. Г. Левин, А. П. Деревянко).

    Эти гипотезы строятся на данных археологических раскопок, исследованиях в области физической антропологии, лингвистике и этнографических, то есть культурных особенностях. Г. М. Василевич и А. П. Окладников считали, что формирование прототунгусов происходило в среде охотников неолита байкальской культуры, в горно-гольцовых районах южного Прибайкалья.
        Толчок их миграциям дал приход в Сибирь с юга тюркоязычного населения, предков якутов.
В. А. Туголуков, М. Г. Левин, А. П. Деревянко считали, что гипотетическая прародина тунгусо-маньчжуров находилась или в Маньчжурии, или в верхнем и среднем течении Амура.
    Василевич считала, что тунгусы-охотники расселились по Сибири еще на пешей, дооленеводческой стадии, о чем говорит, например, конструкция их колыбели.
     Другие полагают, что эвенки широко расселились по Сибири после того, как им удалось одомашнить оленя и начать ездить на нем верхом. Первыми научились те группы эвенков, которые уже были знакомы с коневодством и устройством конского седла.
     К XVII веку, ко времени прихода русских в Сибирь, эвенки освоили значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу бассейна всех трех Тунгусок, на восток от Лены занимали всю территорию до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья, Верхнем Приамурье и по правым притокам Амура. В районе Лены, Алдана, Амги тунгусы контактировали с якутами, в степях Забайкалья – с бурятами и монголами, в долинах Зеи и Селемджи еще до прихода русских были соседями с земледельцами даурами и дючерами. На северо-востоке контактировали с юкагирами, на северо-западе – с нганасами, ненцами, энцами. В енисейской тайге – с кетами, на левых притоках Ангары – с коттами, асанами, тофаларами, в низовьях Амгуни – с гиляками.

       Традиционно эвенки занимаются охотой, оленеводством и рыболовством.

       Небольшая часть эвенков жили полуоседло и оседло, занимаясь наряду с охотой, скотоводством или земледелием. Обменивали шкурки пушных зверей на чай, муку, соль, мануфактуру, посуду.

Материалы и фото предоставлены порталом “Многоликий Хабаровский край” составитель:
Кулеш Е.В., канд. пс. наук доцент кафедры психологии,
руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО “Тихоокеанский государственный университет”.

 

Статьи

Персоналии эвенков

Данилова Варвара Васильевна (29.08.1967) — эвенкийская поэтесса. Родилась в с. Булгунняхтах Хангаласского улуса в семье охотника...
Родилась в п. Кукушка Зейского района Амурской области в семье оленевода-охотника. Окончила среднюю школу в с. Бомнак.
Гантимуров Гамалилла Степанович (Муров) — первый эвенкийский писатель Первое художественное произведение, вышедшее из-под пера эвенка, было издано в Томске еще в 1896 году.

Телеуроки по эвенкийскому языку

Проект «Йоҥчэдиэ» (с юкагирского яз. Колокольчик) состоялся благодаря поддержке гранта главы Якутии среди средств массовой информации. Всего подготовлено 200 выпусков, по сорок пятиминутных телеуроков на каждом языке.
Проект рассчитан на людей, не владеющих или слабо владеющих родным языком.

Автор и руководитель проекта — Наталья Сметанина, режиссер – Нина Корнилова.

Благодарим Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ГБУ Национальная вещательная компания «Саха», Акционерное Общество «Алмазы Анабара» за помощь и содействие в реализации проекта «Йоҥчэдиэ».

(Чтобы посмотреть весь список уроков по юкагирскому языку нажмите )

 

Телеуроки по эвенкийскому языку. Ольга Удыгир

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх