Селькупы
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДА
Селькупы – народ в Российской Федерации. Существуют две группы селькупов – северная (самознавание – селькуп, шёлъкуп («таёжный человек») и южная (самознавание – чумылъкуп («земляной человек»), сюссе-кум, шёш-кум («таёжный человек»).
Северные селькупы расселены на территории ЯНАО (Красноселькупский и Пуровский районы) и севере Красноярского края (Туруханский район). Южные селькупы живут на севере Томской области (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов). Устаревшее название северных селькуп – остяко-самоеды. Название «селькупы» было введено лингвистом и этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы.
По данным Переписи населения 2010 года численность селькупов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округе, насчитывает 1988 тысячи человек.
До начала присоединения Западной Сибири к Русскому государству (XV веке) селькупы жили на территории среднего течения Оби и ее притоков. В XVII веке часть селькупов, была вытеснена из указанного района другими народами и переселилась на реку Таз, а позднее и на Турухан, где, смешавшись с кетами и энцами, образовала группу северных тазовскотуруханских селькуп, освоивших оленеводство. Их окончательное этническое оформление в качестве этнографической группы завершилось в XIX веке. Часть селькуп была ассимилирована тюркскими группами (томскими татарами) и русскими. До недавнего времени селькупы состояли из отдельных родоплеменных групп, не связанных между собой территориально или экономически.
Деление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири.
Северные селькупы, в контакте с северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище традиционную для северян одежду, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения.
Источник фото: https://www.tomsk.ru/news/view/
ЯЗЫК
Селькупский язык относится к самодийской ветви уральской языковой семьи. Считается, что от своих ближайших родственников – ненецкого тундрового, ненецкого лесного, энецкого и нганасанского языков, а также отныне исчезнувших камасинского и маторского языков – селькупский язык отделился около двух тысяч лет назад. По звуковому составу селькупский язык близок к кондинскому говору мансийского языка и диалекту лесных ненцев. Селькупский язык имеет четыре основных наречия: северное, центральное, восточное и южное. Селькупы из разных регионов могут не понимать друг друга, пользуются разными самоназваниями, однако границы между наречиями расплывчаты.
В отличие от других самодийских языков, селькупский язык обладает богатым вокализмом (25 гласных фонем и 16 согласных).
ПИСЬМЕННОСТЬ
В начале 30-х годов ХХ века на основе латинской графики Г.Н. и Е.Д. Прокофьевы разработали селькупский алфавит. Был составлен селькупский букварь, а также переведён ряд библейских текстов. В этих книгах использовался русский алфавит без изменений и дополнений.
В 1937 году селькупский алфавит, как и алфавиты всех остальных народов Севера, был переведен на кириллицу. Он включал в себя все буквы русского алфавита, а также а’, нг, о’, оа, у’, э’. Однако вскоре издание книг на селькупском языке было прекращено. Долгое время язык был фактически бесписьменным, хотя и предлагались различные проекты алфавитов. В конце 1980-х годов обучение на селькупском языке в школах и выпуск учебников возобновились. Сейчас существует два селькупских алфавита – для северных селькупов (Ямало-Ненецкий АО) и южных (Томская область).
Источник фото: https://www.tomsk.ru/news/view/
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Традиционно селькупы вели полуоседлый образ жизни и, исходя из особенностей природных условий, отдавали приоритет охотничьему или рыболовному промыслу.
Охота. Главный объект пушной охоты в тайге – белка. Северные селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки – пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре – дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере Селькупского региона. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи.
Рыболовство. Рыбная ловля, являющаяся основой жизнеобеспечения населения, проживающего в бассейне реки Обь и её крупных притоков, осуществлялась сетями, котцами, мордами, фитилями, самоловами, жерлицами и острогами. В весеннее время рыболовы совместными усилиями перегораживали запорами устья речных притоков. Основная добыча – муксун, щёкур, щука, язь и др. В качестве водного средства передвижения использовали лодку-долблёнку, сделанную из кедра или осины.
Оленеводство. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения селькупов, в тазовско-туруханском регионе. Оленеводство заимствовано селькупами от ненцев и энцев. Летний вольный выпас оленей сочетался с использованием «оленьих домов» с дымокурами.
Под влиянием русских селькупы (в основном южная группа) стали заниматься огородничеством, разводить домашних животных – лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Традиционный комплекс занятий (включая оленеводство) сохраняется сегодня только у северной группы народа.
Источник фото: https://travelask.ru/articles/selkupy-unikalnyy-narod-sibiri
ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ
Традиционное жилище для южных селькупов с древности – срубная бревенчатая землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом и стенами из досок, крытая берестой и засыпанная грунтом. Для обогрева использовали чувал – очаг с трубой.
Позднее под влиянием соседних народов (русских и др.) широкое распространение получила бревенчатая изба – сруб. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент. В настоящее время селькупы, проживающие в крупных посёлках и утратившие в значительной степени черты традиционной культуры, нередко селятся в домах стандартной планировки, выполненных из бруса и крытых железом, шифером и т. д.
КУХНЯ
Основу питания селькупов с древности составляет рыба, которую употребляют в варёном, сушёном и солёном виде, её также квасят с ягодами (брусника, клюква, морошка) или перетирают в муку порсу. На зиму заготавливали рыбий жир. Большое значение имеет мясная пища – мясо лося, оленя, боровой и водоплавающей птицы.
Растительное сырье дополняло основной – мясорыбный пищевой рацион. Выпекались лепешки из ячменной муки («мырса») и сараны («тогул»), приготовлялось собственное хлебное вино («уль»). Из дикорастущих растений употребляют в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Из ягод варили варенье без воды и сахара. В таежной зоне заготавливали кедровый орех. Чай заменял настой можжевельника, использовали также сушеную малину и листья смородины.
Из можжевельника приготовляли хмельной напиток, прибавляя к нему молодые мухоморы. Существуют запреты на употребление в пищу мяса многих зверей и птиц – медведя и лебедя (как близких человеку существ), а также зайца, куропатки, диких гусей и др. С XIX века в рацион питания селькупов вошли покупные продукты – хлеб, чай, сахар, крупы, масло, с XX века – мясо домашних животных и продукты огородничества.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила – распашная шуба парка из оленьих шкур, сшитая мехом наружу. Поверх неё в сильные морозы надевают глухую одежду с капюшоном сокуй, сшитую мехом наружу, заимствованную у ненцев. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины – домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. В качестве летней обуви широкое распространение получили русские сапоги (в прошлом летнюю обувь изготавливали из рыбьей кожи). Зимним головным убором служил меховой капор (из шкур оленят, песцовых или беличьих лапок), летом женщины носили платки, повязанные в виде косынки или тюрбана. Среди южных селькупов большое распространение получила одежда русского образца.
РЕЛИГИЯ
Традиционными верованиями селькупов являлись анимизм и шаманизм. Мир у селькупов состоял из трех пластов – небесного, земного и подземного, причем небесный и подземный делились еще на семь частей. В небесном мире обитало верховное божество Нум, в подземном мире обитали мертвые и злые духи (властитель зла Кызы). Нум управляет погодой, плодородностью земли, может насылать на людей болезни. Духи были у всех стихий, в лесу жила хозяйка леса, в каждом озере, каждой реке живет водяной дух.
Селькупы особо почитали огонь, считали, что в нем живет хозяйка огня. Поэтому с огнем необходимо бережно обращаться, его надо кормить той же пищей, что ели сами. С огнем у селькупов связано множество запретов, например в огне нельзя сжигать мусор и объедки, нельзя кидать в огонь и сушить над ним «нечистые» предметы, на огонь нельзя ругаться. Если с огнем обходились непочтительно, он мог разгневаться и покарать.
Важное значение в селькупском обществе имел шаман. Он не только выполняет функции целителя и гадателя, но и принимает активное участие в традиционном погребальном обряде. В настоящий момент традиционные верования в большей мере сохраняются у северной группы народа.
ФОЛЬКЛОР
Селькупский фольклор представлен преданиями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. В традиционном фольклоре занимает большое место повествование о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злыми духами (хозяевами стихий). Несмотря на все свое коварство в борьбе с человеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания селькупов повествуют о войнах, которые предки вели с ненцами и эвенками; у южных селькупов сохранились предания о войнах с татарами. Союзниками селькупов по этим преданиям выступают кеты и ханты. В фольклоре селькупов содержится много указаний на старые, давно отжившие свой век верования и связанные с ними культы.
Из музыкальных инструментов бытовали варган – губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа – лебедь. Оба эти инструмента распространены у южных селькупов. У северных был известен только шаманский бубен.
ЛИТЕРАТУРА:
- Антонов, Игорь Юрьевич. Социальные нормы народов Крайнего Севера : монография / И. Ю. Антонов. – Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2008. – 333, [2] с. ; 21 см. – Библиография в подстрочных примечаниях. – 2000 экз. – ISBN 978-5-238-01375-6. – Текст : непосредственный.
- Археологические древности Мангазеи в Красноселькупском Краеведческом музее /Красноселькупский районный краеведческий музей. – [Б. м. : б. и.], [200?]. – 29 с. : фот. цв. ; 30 см. – Текст : непосредственный.
- Бабаков, В. Г. Территориально-племенные общности обских угров и нарымских селькупов (XVII-XIX вв.) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / В. Г. Бабаков ; редколлегия : ответственный редактор : И. Г. Добродомов [и др.]. – Москва, 1973. – 24 с. – Текст : непосредственный.
- Батарышкина, Ирина. Ценное наследие России / И. Батарышкина. – Текст : непосредственный // Ямальский меридиан. – 2011. – № 8. – С. 80-82. : фото.цв.
- Боброва, А. И. Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискинского могильника) : научное издание / А. И. Боброва ; Томский областной краеведческий музей. – Томск :Издательство Томского университета, 2007. – 176 с. : ил. – Библиография : с. 110-122. – Текст : непосредственный.
- Боякина, О. И. Зоренька : книга для дополнительного чтения в 1-2 классах селькупских школ / О. И. Боякина, С. И. Ириков, А. А. Хозова ; художники: Л. А. Иванов, Н. Е. Циолик ; редактор В. Г. Рахтилин. − Ленинград : Просвещение, филиал, 1989. − 159 с.: цв. ил. – Текст : непосредственный.
- Быконя, В. В. Словарь селькупо-русский и русско-селькупский / В. В. Быконя, А. А. Ким, Ш. Ц. Купер ; Томский региональный отдел Министерства по делам национальностей и региональной политике, Томский государственный педагогический институт. − Томск, 1994. − 94 с. – Текст : непосредственный.
- Быконя, В. В. Шёшкуй букварь : для 1−го класса селькупских школ / В. В. Быконя, А. А. Ким, Ш. Ц. Купер. − Томск : Томский пединститут, 1993. − 92 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- В краю селькупов : красноселькупский район : природа, люди, экономика, экология / авторы : В. В. Бакулин, К. Ф. Щеглов и другие. – Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 2000. – 277, [2] с. : ил., м.карты, портр., табл. ; 23 см. – Библиография : с. 276278. – 1000 экз. – ISBN 5-7529-0028-X (в пер.). – Текст : непосредственный.