Циркумполярная цивилизация в музеях Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) – крупнейший регион Российской Федерации – расположена на северо-востоке Азии. Свыше 40% территории (3103,2 тыс. кв. км.) находится за Северным полярным кругом. Несмотря на это, первобытные люди еще в конце ледниковой эпохи заселили бассейны могучих многоводных рек – Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Анабара, Оленька, их притоков – Алдана, Амги, Вилюя, Олекмы и других, заложив основу для развития цивилизации на необозримых просторах северо-востоке Азии, Аляски и Канады, Центральной и Южной Америки. Археологами установлено наличие всех археологических культур на этой огромной территории, носители которых создали уникальную культуру, приспособленную к экстремальным условиям существования.

Огромный вклад в культурно-хозяйственное освоение этого общирного края, в формировании циркумполярной цивилизации внесли аборигенные народы Якутии – саха (якуты), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), юкагиры (одулы), чукчи, долганы, усилиями которых была совершена охотничье-промысловая, оленеводческая, скотоводческая колонизация самой суровой части Северного полушария . Исследователи назвали их «самоотверженным отрядом человечества», активными участниками мирового исторического процесса и коллективного культурного творчества всего человечества.

К моменту вхождения Ленского края в состав Российского государства в XVII в. его основное коренное население составляли самые северные в мире скотоводы – тюркоязычные Якуты, разводившие крупно рогатый скот и лошадей, занимавшиеся охотой, рыболовством, кузнечным делом, создавшие самобытную материальную и духовную культуру замечательный героический эпос Олонхо, признанный ЮНЕСКО шедевром нематериальной, духовной культуры человечества. Первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев с гордостью назвал культуру народа Саха – «имманентным компонентом циркумполярной цивилизации» мировой Арктики.

Богата и многообразна культура и других коренных народов – эвенков, эвенов, юкагиров, долган и чукчей. Что касается их религиозных воззрений, то они были приверженцами шаманства и традиционных верований, одушевлявших силы природы, окружающей среды. Живя в экстремальных природно-климатических условиях в зоне вечной мерзлоты, аборигены вели соответствующее им экстенсивное хозяйство; политически были слабо организованы, жили родами, и лишь саха (якуты) частично были объединены в более крупные родоплеменные сообщества. 

К XVII в. коренные народы Якутии втянулись в общероссийский социально-экономический, общественно-политический процесс, началось их приобщение к русской православной культуре, через нее – к европейской христианской цивилизации. Все это привело к постепенной модернизации многовекового уклада жизни северных народов, к утрате навыков ведения традиционных отраслей хозяйства, части материальной и духовной культуры. В XX в. в связи с установлением советской власти, началом социалистического преобразования всех сторон жизни северян, еще более углубился процесс деградации самобытной арктической культуры, реальной стала угроза ее исчезновения и разрушения под натиском глобализации и техногенной цивилизации.

В такой ситуации возникла настоятельная необходимость сохранения историко-культурного наследия северных народов, создавших уникальную арктическую «циркумполярную» цивилизацию. Выполнение этой трудной, но почетной миссии было возложено на музеев, призванных не только сохранить историческую память человечества, национальные традиции, самобытные культурные ценности, уникальные коллекции материальной и духовной культуры, но и их всемерного изучения, популяризации и использования в современных  геоэкологических условиях обитания человека на Севере.

Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока – Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, созданный в 1891 г. с самого начала своего существования целенаправленно проводит работу по формированию коллекций материальной и духовной культуры коренных народов Севера. В настоящее время в фондах музея хранятся около 80 тыс. ед. хранения. Коллекции арктических народов хранятся и в других музеях расположенных на северных улусах республики.

В данном каталоге помимо нашего музея представлены Оленекский историко-этнографический музей народов Севера, Олекминский музей истории земледелия, Аллаиховский музей природы тундры и охотничьего промысла, Нижнеколымский музей истории и культуры народностей Севера, Жиганский исторический музей, Улахан-Чистайский музей истории и культуры народов Севера, Верхоянский краеведческий музей «Полюс холода». Эвено-Бытантайский краеведческий музей, Момский краеведческий музей, краеведческий музей с. Иенгра (Алданский улус), Нижнеколымский музей истории и культуры народов Севера, этнографический музей с. Андрюшкино, Анабарский краеведческий музей, Среднеколымский краеведческий музей.

В настоящий каталог вошли описания более 300 предметов из 14 музеев республики. Предметы отбирались по принципу их уникальности, редкости, сохранности, музейной и исторической значимости. Расположены описания по следующим разделам: традиционные занятия (скотоводство, охота, рыболовство), домашние занятия и  ремесла; жилища и утварь; религия и верования; детство, игры, игрушки; одежда, обувь, украшения; транспорт и средства передвижения; народные знания и представления; общественный строй. Внутри разделов музейные предметы располагаются по их этнической принадлежности: якуты, эвены, эвены, юкагиры, чукчи, долганы, русские старожилы. Описание каждого предмета включает: общерусское и местное название предмета, размеры, данные о материале и способе изготовления, описание самого предмета, характеристику состояния предмета, приводятся конкретные данные о поломках и дефектах, сведения о месте и дате сбора, инвентарный номер и название музея, к коллекции которого относится предмет.

Принятые сокращения – ЯГМ – Якутский государственный музей, КП – Книга поступления, инв. № – инвентарный №, ст. № – старый №, кол. № – коллекционный №; сведения о размерах: выс. – высота, шир. – ширина, дл. – длина, Д – диаметр.

Шишигин Е.С., директор музея,
член Президиума Союза Музеев России,
заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) 

ru_RU