Эвены

Гаврил Васильевич Роббек – научный сотрудник
Сектора эвенской филологии
Института гуманитарных исследований и
проблем малочисленных народов Севера СО РАН,
кандидат филологических наук


Происхождение этнонима «эвен», связывается либо с древними оленеводами увань, которые упоминаются в китайских источниках VII в., как жители горной тайги, либо с собственно эвенским словом восточных говоров эвэн, «местный», «здешний», «спустившийся с гор».
Эвены – один из тунгусо-маньчжурских народов, создавших в древности своеобразную культуру, уникальные материальные и духовные ценности.
Древняя история эвенов малоизвестна. Ученые (А.П. Окладников, З.Н. Матвеев и др.), склонны связывать родословную тунгусо-маньчжурских народов, куда входят и эвены с населением древнего, тунгусского государства Бохай, просуществовавшего с VII века до 936 года н.э. на территории нынешней Маньчжурии КНР. Государство Бохай современники называли «страною просвещения и ученых». После падения государства Бохай (936 г.н.э.) предки тунгусских народов, в том числе и эвены, были вытеснены на Север России.
В настоящее время эвены живут на территории Республики Саха (Якутия), Камчатской и Магаданской областях и в Хабаровском крае.
Численность эвенов по данным Всероссийской переписи 2002 г. составляет 19071 человек.
У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространен обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Брак сопровождался уплатой калыма (тори). Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.
По генеалогической классификации эвенский язык относится к северной подгруппе тунгусо-маньчжурских языков алтайской языковой семье, имеется около 20-ти территориальных диалектов. Они объединяются в восточную, среднюю и западные наречия.
В 1931 году была создана письменность на основе латинского, в 1936 – на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, имеются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведется преподавание на эвенском языке в школах, ССУ-зах ВВУ-зах.
Республика Саха (Якутия) является своеобразным научным, образовательным, культурным центром для России:
Тарабукин Н.С – основатель эвенской литературы; Лебедев В.Д – первый эвенский ученый, поэт; Кривошапкин А.В – народный писатель Якутии, ученый, крупный общественный и государственный деятель. А также известные в России и за её пределами поэты, писатели Ламутский П.А, Кейметинов В.С., Кривошапкин В.Д и др. Научные деятели: Роббек В.А – первый доктор из числа эвенов, заслуженный деятель науки РФ; Ученые – педагоги Кейметинова О.Н., Никитина Р.С., Алексеев А.А., Белолюбская В. Г., и др. Молодые ученые: Алексеева С.А., Нестерова Е.В., и др.
Этническое хозяйство эвенов внутренних, континентальных областей Сибири (донрэткэр – буквально «глубинные, внутренние») – кочевое оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, боровая дичь «глухари – энтири, куропатка – кабев», пушные звери «белка -олики, соболя – хэгэп») и рыболовство. Группы эвенов -наматкар (Буквально «приморские жители») кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью – обратно. Безоленные эвены на охотском побережье (самоназвание – мэнэ, «осежлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, собирательством, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство и скотоводство, особая порода коров до сих пор сохранилось у Саккырырских эвенов Якутии. Эвенское кочевое оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочевки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк.
Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах – кайсар и подклеенных мехом лося мэрэнтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика (ондат), охотничьей собаки. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососевых пород, в среднем течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. На реках Колыма, Лена, Индигирка и Алазея эвены ловили чира, омуля, муксуна, нельму, осетра и др. виды рыб. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х годах 20 века. По воде передвигались на лодках-долблёнках (моми – делали из тополя «hул», позже из лиственницы и современных материалов). Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др.
Ремесла: Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги.
Сохранилось декоративно-прикладное искусство эвенов. (М.Е. Роббек Краски северного сияния в узорах мастериц. Новосибирск, Наука 2004 г.)
Жилище: У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум (дю), крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей или берестой, и конический шалаш охотников из жердей (чорама – дю). Оседлые эвены до XVIII в. жили в срубных деревянных жилищах (утэн).
Верующие эвены – православные. В то же время сохраняются традиционные верования: промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм.
До 18-19 веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.
Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм.
У эвенов сохранилась обрядовая культура: 1. Рождение ребенка (балдадяк); 2. свадьба – (торикачак); 3. похороны – (имадяк); 4. культ медведя – (накат); 5. огня – (тог); 6. солнца – (нолтэн), сохранились древние формы представлений – тотемизм, анимизм, фетишизм.
Календарь: Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, «по частям тела человека». Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.
Духовные качества эвенов, способность к сопереживанию, особая «генная» толерантность всегда поражали исследователей.
«Сохраняют веселость в нищете и не унывают ни перед какими невзгодами; услужливые, но умеющие сохранить свое достоинство и быть гордым без чванства. Презирают ложь и могут служить образцом честности. Свято хранят старые бумажки, на которых записаны долги отцов и дедов. Поэтичны в речи и щеголеваты манерами. Надежная опора государственного порядка», – писал об эвенах В.И. Иохельсон.
Из музыкальных инструментов распространен варган, из танцев – круговой хоровод (хэде).
Мужская и женская одежда: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шьётся из меха, летняя – из ровдуги. Праздничная одежда украшается бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку.
Традиционная пища эвенов – оленина, мясо диких животных, дичи, рыба, дикорастущие растения. (М.Е. Роббек Традиционная пища эвенов. Новосибирск, Наука, 2007 г.).
Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др.
Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

ru_RU