Численность – 1509 человек.
Язык – юкагирская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ.

На северо-востоке Азии живут юкагиры. Самоназвание – одул, вадул, вероятно, «сильный», «могучий». В настоящее время юкагирским языком владеют около 400 человек.
Сохранилось два диалекта – тундровый и таежный. Письменность разработана в 1970 г. на основе русского алфавита и официально принята в 1983 г. За основу литературного языка взят тундровый диалект.
Юкагиры автохтонного происхождения. В результате проникновения тунгусо-, монголо- и тюркоязычные групп сократилась территория расселения юкагиров, частичной ассимиляции и оттеснению их в более северные районы. К моменту прихода русских (XVII в.) жили между Индигиркой и Анадырем, насчитывали 4,5 – 5 тыс. человек. Было несколько племенных групп – родов, которые, в свою очередь, состояли из более мелких подразделений, тоже именовавшихся родами. В течение XVIII – XIX вв. местное население резко сократилось в результате хозяйственной конкуренции и военных столкновений с эвенами, коряками, чукчами, якутами, особенно в результате массовых эпидемий оспы.
Основные занятия – охота на северного оленя и лося, озерное и речное рыболовство. На оленей и лосей охотились с помощью самострелов, петель, а с XVIII в. – кремневых ружей. Весной зверя промышляли гоном по насту, преследуя на лыжах. Тундровые юкагиры кочевали вслед за стадами диких оленей от лесотундры к морю, добывали их поколками на воде во время сезонных переправ либо загоняли в озера с помощью собак. Использовали также загоны и оленя-манщика. Кроме того, охотились на пушных зверей, применяя различные типы ловушек: срубы, пасти, петли, самострелы, а также огнестрельное оружие. Осенью на озерах отстреливали водоплавающих во время их линьки. Колымские использовали дротики и бола – связку камней на ремешках.
Рыбачили с поздней весны до осени. Ловили волосяными сетями или неводами. На нерестилищах рыбу добывали баграми и крючками. В горных речках ставили изгороди и плетенные из тальника верши.
У тундровых важную роль играло транспортное оленеводство. Летом объединялись в группы и выпасали животных сообща. На оленях ездили верхом, вещи перевозили вьюком, зимой использовали нартенные упряжки. Ездовые нарты – дугокопыльные, грузовые – более короткие однокопыльные. В нарту впрягали, как правило, одного оленя. Таежные запрягали в нарты по 4-5 собак. Собачья нарта – вязаная прямокопыльная, длиной до 2,5 м с передней дугой-«бараном». Зимой по снегу ходили на широких подволоках, подбитых камусом лыжах, по насту – на голицах. Летом по воде передвигались на лодках-долбленках, плотах, лодках-берестянках.
Древнее жилище – усеченно-пирамидальная полуземлянка (чандал) с каркасом из четырех столбов-деревьев, с корнями, и четырьмя поперечинами, на которые клали плоскую крышу, крытую дерном. Таежные жили в конических чумах, зимой покрытых ровдугой, летом – лиственничной корой. Остов чума составляли четыре жерди, скрепленные по кругу тальником в пять-шесть рядов, и квадратная рама вверху. На жерди каркаса опирались 20 – 30 тонких жердей. Пол устилали ветками и шкурами, иногда над постелями подвешивали матерчатые пологи. Чум отапливали разложенным в центре очагом, над ним устанавливали две поперечные жерди для котлов, чайников, просушивания одежды, вяления рыбы и мяса. Жили также и в больших срубных юртах с плоской или конической крышей из шестов и коры. Хозяйственные постройки – срубные амбарчики на высоких столбах с двускатной крышей и лестницей из бревен, лабазы-помосты.
Традиционный костюм юкагиров похож на эвенскую одежду. Но в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку, юкагирский кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку. Меховые кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали окрашенным в красный цвет мехом нерпы-белька, летние ровдужные отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным волосом оленя красного, черного и белого цвета. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет. На женских – два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. Под кафтан надевали нагрудник. Зимой под нагрудник иногда подкладывали заячью шкурку. В качестве воротника в мужской одежде использовали шарф из лисьих хвостов, в женской – из беличьих. В тундре в большие морозы женщины надевали короткие штаны-натазники с нагрудником, а мужчины – меховые. Ровдужная камлейка поверх меховой глухой кухлянки с капюшоном спасала от сильных морозов. Длинную, почти до паха, зимнюю обувь из камуса оленя или лося натягивали на меховые чулки. Летняя ровдужная обувь была до колен, башмаковидного покроя. Головной убор – капорообразный меховой чепец. Его украшали красным кантом по шву, тканью или меховой опушкой, ровдужные перчатки – полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным волосом оленя белого и красного цвета. Праздничную одежду отделывали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой подшейным волосом оленя, реже бисером, металлическими подвесками и бляшками. Мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами с сумкой для табака и ножом в ножнах. К поясу охотников кроме ножа и трутницы прикрепляли мешочки для пороха, сушеного мяса и табака. Зимой надевали снеговые очки.
Погребальный комплект – кафтан с тремя меховыми хвостами и островерхая шапка. Это соответствовало остроконечной голове мифического предка. В XIX в. появилась летняя одежда из ткани – рубахи и платья с отложным воротником.
Основной пищей были мясо и рыба. Оленье мясо ели сырым и вареным, зимой – строганину, весной и летом коптили над костром и вялили на солнце длинные тонкие пласты мяса. Сушеное мясо, нанизанное на жильные нитки, хранили в мешках в амбарах и варили зимой. Из трубчатых костей вываривали жир. Из взбитой свежей оленьей крови готовили суп. Питались также дичью: таежные – мясом зайцев и куропаток, тундровые осенью и летом – мясом уток и гусей. Гусиные и лебяжьи желудки ели сырыми. Рыбу варили, вялили, квасили в ямах, хранили в слое вечной мерзлоты, делали строганину, юколу, толкли в порошок-порсу. Брюшки, налимью печень употребляли сырыми, потроха и икру жарили. Из икры с рыбой пекли лепешки. Летом готовили рыбу, заворачивая ее на сутки в листья тальника. Лакомством считались толченая вареная рыба с голубикой и жиром, рыбная мука, сваренная с оленьей кровью или сосновой заболонью. Пили чай, заваривали шиповник, чагу. Ягоды, рыбу хранили в берестяных туесах. Корзины плели из тальника. Посудой служили деревянные и берестяные сосуды четырехугольной и круглой формы. Для хранения порсы, вяленой рыбы и мяса шили ровдужные или тканые мешки, для женского рукоделия – сумки из лапок птиц или ровдуги.
В конце XIX в. счет родства вели по материнской и отцовской линиям. Брак матрилокальный, но имущество наследовалось по отцовской линии. Во главе рода стоял старейшина, часто выполнявший функции шамана. Возглавлять род мог и шаман, а также главный воин или лучший охотник. Жена главы рода заведовала распределением добытого в общей охоте или рыбной ловле. В этот период преобладала территориально-соседская община. Семья большая, сохранялись обычаи левирата, избегания. Споры, вопросы, связанные с военными столкновениями, обменом, распределением промысловых угодий, устройством праздников и пр., решали на весенних собраниях (шахадьиибэ).
Религиозные представления включали культ природы, промысловые культы, шаманство. Считали, что Вселенная делится на Верхний небесный мир, Средний земной и Нижний подземный мир. Верхний мир населяют божества. Они помогают людям в промысле, оберегают их от болезней и бед, наказывают за дурные поступки. Средний мир – земля принадлежит духам-хозяевам. Главные духи – хозяин земли, хозяин пресной воды и хозяин моря. Им подчиняются хозяева гор, леса, тундры, заливов, рек, озер и животных. Особое место занимает хозяин огня – хранитель семейного очага, покровитель семьи. Нижний мир представляют многослойным: каждый слой населяют различные духи и божества. Например, верхний его слой – это мир мертвых, предков, нижний – мир сказочных стариков и старух-людоедок, а также злых духов, чертей и их главы – Острой головы. Шаманы (алма) были покровителями рода. Проникая в Верхний и Нижний миры, они общались с миром предков, тенями умерших, врачевали заболевших, приносили жертвы духам охоты. Специальная одежда и атрибуты шамана состояли из кафтана, нагрудника, шапки, обуви, бубна, колотушки и изображений духов-помощников. Самыми сильными духами-помощниками считали мамонта и медведя, а также души предков. На шаманский кафтан красной краской (охрой или соком ольхи) наносили рисунок, деливший его на две половины: правую – светлую, с семью крестообразными фигурами птиц и левую – темную, с семью человекоподобными фигурами предков. Ровдужная полоса в центре, расшитая подшейным волосом оленя, изображала мировое дерево.
Существовал культ умерших шаманов: их тела расчленяли, части высушивали и хранили как родовые святыни. Череп умершего шамана помещали на деревянную куклу в рост человека, одетую в шаманский кафтан. Называли ее богом Хойл, ставили на почетное место в жилище, «кормили», обращались с просьбами, перевозили с собой при перекочевках. Юкагиры верили в силу заговоров и гаданий, колдунов, носили обереги-амулеты. Охотничьими амулетами считали шкурку белки, нос и когти медведя, охранителями дома – шкурки гагары, утки: их вешали над входом в жилище. Вплоть до недавнего времени у верхнеколымских юкагиров сохранялось пиктографическое, т.е. «рисуночное», письмо – изображение условными знаками на бересте схемы местности и охотничьих маршрутов.
С XVII в. на северо-востоке России распространилось христианство, которое оказало влияние на традиционную мифологию: Христос (иногда царь Соломон, Ной, Адам) в роли устроителя земли разделил ее между хозяевами зверей, птиц, рыб. Главой злых духов Нижнего мира считался Сатана, или Острая голова. Два брата – герои традиционного мифа о сотворении мира – носили имена Христа и Сатаны: Христос, старший брат, послал Сатану в образе гагары достать землю, нырнув в первозданный океан.
Фольклор представлен мифами, волшебными и героическими сказками (легенды, исторические предания, были, охотничьи истории). Известны своеобразные «исторические карты» – сказки, в которых рассказывается о происхождении островов на Колыме и некоторых приречных гор между отрогами хр. Черского и Колымским нагорьем. Сюжеты волшебных сказок связаны с мифами о происхождении небесных тел и их систем. В сказках о животных действуют обитатели тайги и тундры, особенно отмечен образ зайца, тотемного животного, умного, коварного, всепобеждающего.
Любопытная черта сказок о животных, а возможно и юкагирского фольклора вообще, – способность людей превращаться в зверей и наоборот. Чаще всего в зверя или птицу превращаются шаманы.

Шадрин Вячеслав Иванович,
научный сотрудник Института
гуманитарных исследований и проблем
малочисленных народов Севера СО РАН

ru_RU