Территория Республики Саха (Якутия) занимает 3103,2 км.2, что соответствует 2/3 площади Западной Европы, превышая территорию Франции 6 раз, Великобритании – в 13 раз. Якутия расположена в континентальной части Евразии, где она граничит на западе и юго-западе с Красноярским краем и Иркутской областью; на юге – с Читинской и Амурской областями; на юго-востоке – с Хабаровским краем, Магаданской областью, Чукотским автономным округом. На севере она выходит на моря Северного Ледовитого океана.
По территории Якутии проходят 3 часовых пояса и соответственно имеет трех широтных природно-климатических зон (арктической, субарктической и таежной) на равнинной части, несколько вертикальных поясов в горах. Все это обусловило большое разнообразие природных комплексов. В Якутии резко континентальный климат, который выражается в контрастном диапазоне температур между зимними (до – 670С) и летними (до +350С). Именно здесь находится полюс холода Северного полушария: в п. Оймякон была зарегистрирована самая низкая температура – 710 С, а полярная ночь длится 9 месяцев. В арктический регион Якутии входят самые северные ее районы – Анабарский, Оленекский, Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Нижнеколымский, а также острова Северного Ледовитого океана. Арктика – «пульт погоды», который поддерживает глобальный экосистемный баланс (поддержание климата, нетронутые экосистемы, видовое биологическое разнообразие). Ледниковый период оставил в наследство останки древних животных: шерстистого мамонта и носорога, пещерного льва и первобытного бизона, овцебыка.
Лена – одна из величайших рек мира и в пределах Лено-Алданского плоскогорья находятся знаменитые отвесные скалистые берега – «Ленские столбы», сложенные выветренными кембрийскими известняками. Лена впадает в море Лаптевых, образуя обширную дельту площадью 27,7 тыс. км2. В Якутии огромное количество озер и рек, наиболее крупные из них – Алдан, Олекма, Амга, Мая. Весной отмечается самый высокий уровень подъема воды, вызывая частые наводнения.
Практически вся обширная территория Якутии охвачена многолетней вечной мерзлотой. Глубокое промерзание горных пород (до 1500 м.) является уникальным природным феноменом. Большую часть территории занимают горные территории. Якутия богата уникальными минеральными месторождениями. Она относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место по их добыче. К настоящему времени известно около 80 видов полезных ископаемых (алмазы, золото, платина, нефть, природный газ, каменный уголь и др.).
Якуты (самоназвание – саха) – коренное население Республики Саха (Якутия). В Российской Федерации их численность составляет 444,0 тыс. человек, в республике проживает 432, 3 тыс. человек. Якуты являются самым северным тюркским народом, об этом свидетельствуют их антропологические и языковые данные. Хотя якуты относятся к тюркам, в их этнический состав вошли как эвенкийское (тунгусское) население таежной Сибири, так и монгольский элемент из Прибайкалья. Однако современный антропологический тип якутов заметно изменился под влиянием длительного проживания с русским и другим населением. В апреле 1992 года Конституцией Республики Саха (Якутия) введен язык саха как государственный. На якутском языке говорят также якуты, проживающие в Красноярском крае, Магаданской, Иркутской, Амурской областях и Хабаровском крае РФ. В самой республике язык саха считают родным 92, 8 % населения Якутии, им владеют практически все народы Севера: эвенки, эвены, юкагиры и старожильческое русское население (около 25 тыс. человек).
Этногенез якутов вызывал всегда интерес ученых в разное время. Предположение о южном происхождении якутов было выдвинуто путешественниками и учеными XVШ в. (Ф.Страленбергом, Г.Миллером, Э.Фишером, Я.Линденау и др.). Эта гипотеза нашла подтверждение в трудах последующих исследователей Якутской области (Р.К.Мааком, А.Ф.Миддендорфом, В.Л.Серошевским, Г.В.Ксенофонтовым и др.). Происхождением якутов в ХХ в. занимались А.П.Окладников, И.В.Константинов, И.Е.Зыков, А.Н.Алексеев и др.
Как полагают ученые, этногенез саха связан с древнетюркской эпохой, протекавшей в степях Центральной Азии и Южной Сибири в VI – X вв. Сам якутский язык относится к восточно-хуннской ветви уйгуро-огузской группы тюркских языков, возникших в хуннскую эпоху. В этногенезе саха можно выделить два «южных» направления – западное и восточное. Истоки первого берут свое начало с эпохи ранних кочевников Южной Сибири (скифо-сибирская). С этим периодом в якутской культуре связаны её глубинные истоки, общие с древним индоиранским миром, в том числе и древний скрытый европеоидный компонент. Древнетюркская эпоха определила внутреннее содержание якутской этнокультуры: язык, близкий к орхонскому, часть культуры.
Восточное направление в этногенезе якутов условно берет свое начало с хуннской эпохи Центральной Азии. Хунны и европеоидные динлины образовали телесскую группу племен, куда входили тогус огузы, уйгуры и курыканы. Кыпчакские элементы в основном отразились в лексике, в погребальной и религиозно-бытовой обрядности, орнаментальном искусстве, украшениях, этнонимике. Они могут быть датированы временем не позднее XV в.
Южная группа среднеленского населения (хангаласский, амгино-ленские улусы), видимо, были связаны с малочисленными группами тюркоязычного населения. В материальной и духовной культуре якутов сохранился целый «южный» пласт, указывающий на Прибайкалье как на якутскую прародину. Они принесли культ божеств айыы, обрядовый праздник ысыах, этноним саха. Считается, что самоназвание носителей языка саха возникло от тюркского Jaka, к которому восходят слова, употребляемые соседними народами: эвенкийское яко (отсюда якольцы), бурятское яхад и русское якут (ИКА, с.448).
Монгольские элементы в якутской культуре предположительно датируются I-й половиной II тысячелетия н.э. На наличие длительных якутско-монгольских (бурятских) контактов, происходивших в Предбайкалье (вероятно, с середины I тыс. н.э.), указывает лингвистический материал, который свидетельствует о мощном влиянии монгольского языка на якутский, сильно изменившем звуковой строй последнего (акающий диалект). В целом влияние монголов на якутскую этнокультуру прослеживается в этнонимах, языке и культуре, в частности, в навыках ведения оседлого скотоводства с практикой заготовки сена на зиму, способах подледного рыболовства, терминах родства, терминологии так называемого черного шаманства и т.д.
В XVIII – XIX вв. эти элементы дольше были сохранены среди верхоянских и других северных улусов, у населения северной части Центральной Якутии (в Намском, Дюпсюнском, Борогонском, Баягантайском улусах с сохранением акающего диалекта). Указанные группы населения являются потомками первопредка Омогоя, представляющие прибайкальско-верхоленских курыкан с монголоязычными группами.
Население Нюрбинского, Верхневилюйского Вилюйского улусов сложилось на основе тунгусских родов, которые, в свою очередь, сформировались под влиянием автохтонной протосамодийско-палеоазиатской (юкагирской) среды. А южные олекминско-мухтуйские роды, вероятно, составляли промежуточное звено между сунтарцами и хангаласцами.
Таким образом, этногенез народа саха завершился в бассейне Средней Лены постепенным слиянием двух больших групп в XVI в., образовав единую постплеменную народность. Примерно, с XVI в. началось освоение якутами западных и северных регионов огромной территории Якутии, где они смешивались преимущественно с тунгусоязычным населением. Однако в хозяйстве, материальной и духовной культуре якутов слабо отразилось влияние аборигенов Средней Лены. Исключением может выступить физический тип якутов, испытавший воздействие местного палеоазиатского и тунгусского населения. Однако, территориальные различия у якутов сохранялись вплоть до II-й половины XVIII в.
Следовательно, истоки якутской этнокультуры уходят своими корнями в общую региональную культуру ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Предки якутов еще в глубокой древности создали скотоводческую культуру на основе скифо-сибирского и хунно-сяньбийского пласта культурного наследия. Предки якутов вели полуоседлый образ жизни, обусловленный комплексным скотоводческим хозяйством (включая коневодство), охотой и рыболовством.
Безусловной заслугой народа саха является то, что их предки смогли проделать столь огромный путь от Забайкалья до Средней Лены, приведя с собой якутскую лошадь, сохранить и акклиматизировать ее. Впервые якуты организовали на Крайнем Севере разведение крупного рогатого скота и табунного коневодства, улучшив эту породу лошадей в несовместимых со своей южной прародиной суровых климатических условиях. По современным научным данным якутские лошади относятся к одной из древнейших пород мира и установлено их генетическое сходство с лошадьми центральноазиатского происхождения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на знаменитых Ленских скалах ранние памятники петроглифического искусства с изображением лошадей и всадников, которые приоткрывают бескрайний мир степных предков народа саха.
Якуты обожествляли коня как священного животного небесного происхождения. По мнению специалистов, культ коня среди тюркоязычных народов сохранился наилучшим образом у якутов, который дошел до наших дней. У многих якутских родов тотемом был белогубый жеребец белой масти. Роль коня в хозяйстве, быте и культуре отразилась в традиционных верованиях и героическом эпосе олонхо. В олонхо бог-покровитель коневодства называемый Кюн Джесегей тойон (Солнечный господин Джесегей) дарует людям ретивых коней и отважных мужчин. В эпосе проявляется тесная связь покровителя коневодства с культом солнца, который соотносится с центральноазиатским мифом о солнечном происхождении божественного коня.
Лошадь была главной составляющей всей религиозно-ритуальной системы якутов. Жизненный цикл человека и лошади выступают в гармоничном единстве, являясь ключом к пониманию этнической традиции народа саха. Весь весенне-летний обрядовый комплекс с национальным праздником ысыах был объединен почитанием коня как божества, кормильца и транспортного средства. Сегодня Якутия представляет собой островок коневодческой культуры в пространстве арктической цивилизации. Историческую память о своей южной прародине и их продвижение на Север современные якуты сохранили в виде всадника со знаменем с Шишкинских скал в государственном гербе Республики Саха (Якутия).
Охота для якутов была вспомогательной формой хозяйствования. Интересно представлено отношение предков якутов к природе, кормящей и защищающей их, которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой. Однако, главный дух-хозяин охоты Баай Байанай вынесен из южной прародины. Древний якут-охотник процесс охоты превратил в обмен дарами, где человек и природа становились равными партнерами, отраженными в различных обрядах и фольклоре. Природа в традиционном мировоззрении якутов представлялась живой, состоящей из различных духов-хозяев (иччи), в мифологии якутов нашли отражение анимистические образы этих духов-хозяев. Из природных явлений обожествлялись гром и молния. Промысловый культ якутов развился из комплекса представлений о священных животных и их душах, тотемах, по отношению к которым соблюдались обряды и запреты магического характера. Культ таких животных как медведь, лось и олень был связан с идеей умирающего и воскресающего животного.
Мифоритуальная сфера духовной культуры якутов имеет архаичные черты религиозных воззрений: вера в существование душ и духов (анимизм, фетишизм), почитание священных животных и птиц (тотемизм), способность людей повлиять на судьбы людей различными обрядовыми действиями (магия, шаманство). Эти верования и культы в течение веков объединились в единую развитую систему шаманства. Шаманство существовало благодаря развитому и универсальному культу предков. Шаманы в якутском обществе делились на родовых (айыы ойууна – шаман светлых божеств) и черных (абааhы ойууна – шаман злых духов). Шаманизм, имеющий развитый пантеон божеств и духов, касту служителей культа, остался востребованным обществом конца XX – начала XXI вв.
Культура якутов до прихода русских (XVI-XVII вв.) связан с термином «раннеякутский улус», отражающий особенности потестарной и социальной организации якутов. Улусы, как территориальные владения крупных обособленных семейно-родственных групп-кланов (позже названных волостями), состояли из подразделений в виде «отцовского рода» и «материнского рода». Население улуса делилось на рядовых общинников и тойонат. Раннеякутские улусники, осваивающие огромную территорию Центральной Якутии со скотоводческой культурой, были воинственны, обладали хорошей военной организацией, которые возглавляли дарханы, бёгё и боотуры. В XIII -XVII вв. существовало авторитарное военно-иерархическое правление.
Предки якутов заселили долины реки Лены и ее притоков, а также многочисленные аласы (елани), используя их в качестве пастбищ и сенокосных угодий. В средние века население Центральной Якутии проживало в двух традиционных поселениях: зимнем (кыстык) и летнем (сайылык). Однако предки якутов сохранили на новой родине свое древнее летнее жилище (ураса) в виде конического сооружения, которое вышло из обихода в конце XIX века. Старинное четырехугольное жилище (балаган) как универсальное зимнее жилище сохранилось до сих пор. Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы – сэргэ с неизменной скульптурной и орнаментальной резьбой. Навершие сэргэ заканчивалось резным изображением коня, сокола, пикообразного острия или четырехгранника.
Металлургию и кузнечное ремесло якуты унаследовали от южных предков. Якутский фольклор сохранил сведения о том, что древние якуты были искусными кузнецами. У якутов издревле существовало развитое ремесленное производство: изготовление орудий труда, охотничьих снаряжений, хозяйственной и домашней утвари из дерева и бересты, обработка кожи, изделий из мамонтовой кости, плетение из конских волос и ровдуги, шитье и вышивка, кузнечное дело и ювелирное искусство.
Кроме предметов бытового назначения кузнецы ковали боевое оружие и доспехи. Как все тюрко-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям одежды, личных вещей, посуды, конского снаряжения. Разнообразны женские украшения: обруч-диадема (бастына), гривны (кылдьыы), нагрудные и наспинные женские украшения (илин-кэлин кэбиhэр), набедренные украшения (ёттук симэгэ), разновидности женских сережек (туораах, кёлёёскё, тугэхтээх, сиэл, харыйа, ханка ытаргалар), браслеты (бёгёх), гребенки и шпильки для волос (тарах, батах анньынар); женские и мужские пояса с ажурными и фигурными бляшками (сирэй кёмус кур, туорум кёмyс кур, харах кёмус кур, сyннуох кёмус кур), кольца и перстни. Украшения изготовлялись в основном из серебра и золота.
Орнаментальное искусство якутов – вершина якутского изобразительного фольклора. Якутский орнамент создавался в строгом соответствии с композиционными, колористическими, техническими нормами и утилитарным назначением предметов. Якутский узор – одно из своеобразных ответвлений тюркской орнаментики в сочетании с автохтонными традициями. В изделиях из дерева, кости – узор геометрический; в вышивках и металле – динамичный и плавно перетекающий узор. Наиболее устойчивыми являются художественные традиции деревянной и берестяной кумысной утвари (чороны, чаши кытыйа, мутовки, ковши хамыйах, ведерки ыагайа). В якутской орнаментике преобладают растительные, геометрические, изредка – зооморфные, крайне редко – изобразительные мотивы. Якутский орнамент сочетает реалистическую основу с символико-обереговой, культовой, космогонической. Среди якутских узоров наиболее распространенным видом является форма лиры (кёгуёр ойуу), мотив спирального орнамента. Узор простого равноконечного креста относится к числу древних. Соединение мотивов креста с «бараньими рогами» и лиры, по мифологическому воззрению якутов ассоциировалось с представлением Вселенной. Существует серия мотивов в виде зигзагов и треугольников, встречаемая на деревянных сосудах, кузнечных и ювелирных изделиях. На культовых сосудах она называется шатровый узор («ураhа ойуу»). Круги и точки – распространенный вид узора. Якутский поздний орнамент (XIX -XX вв.) представлен пятью основными видами; среди них – висячий орнамент (сарбынньах ойуу), узор-знак (бичик ойуу) и др.
Для орнаментации одежды якуты в старину использовали натуральные материалы (кожу, мех, дерево, камень, бересту, жильные, волосяные, шерстяные нитки), металлы (медь, олово, латунь, серебро), фарфоровые бусы и бисер. Техникой исполнения узоров с XVII в. стали вышивка бисером и нитками, аппликация тиснением, гравировка, отливка из цветных металлов.
Таким образом, у якутов их самобытная, материальная и духовная культура прошла сложнейшие этапы развития, сохранив при этом архаические пласты и элементы, вывезенные с их южной прародины, при этом создавая на их основе новые традиции своего уникального творчества.

Библиография.
Статья составлена из статей, вошедших в разделы «Природа», «История» – В кн.: «Якутия. Историко-культурный атлас» // М., изд-во «Феерия», 2007.- 870 с.

Историко- культурный Атлас «Якутия». 2007 год.