лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Ханты

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДА

Ханты – это народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ханты – не единственное название данного народа. До начала 20 века хантов называли остяками (возможно от «Ас-ях» – «народ большой реки»), ещё ранее (до 14 века) – югрой, югричами. Название «ханты» образовано от самоназвания «хантэ», «канрах» – человек, народ. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Ямало-Ненецком автономном округе проживает 9489 тысячи хантов.

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Стремясь укрепить своё влияние среди хантов, русское правительс­тво насаждало у них христианство, которое носило исключительно формальный харак­тер и почти не повлияло на традиционные религиозные представления. В дальнейшем часть западных хантов переселилась в восточные и северные районы Западной Сибири. На севере ханты вступали в контакты с ненцами и частично были ими ассимилированы. В южных районах шли интенсивные процессы тюркизации, а с 18 века и обрусения. В 17-19 веках харак­тер жизни хантов не претерпел существенных изменений. Во 2-й половине 19 века ханты постепенно подчиняются общегосударственному россий­скому законодательству. К 20 веку ханты, прожи­вающие в южных районах Тюменской области, были почти полностью ассимилированы сибирскими татарами и русскими. В 20 веке ханты объединились в собственную автономию – Ханты-Мансийский автономный округ, что сыграло важную роль в консолидации этноса, которая усилилась в 1980-90-е годах.

Среди хантов выделяются три этнографические группы: северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. Также среди хантов выделяются территориальные группы – васюганские, салымские, казымские ханты.

ЯЗЫК

Язык хантов отно­сится к обско-угорской ветви финно-угорс­кой группы уральской семьи языков. Боль­шая часть лексики является собственной. Имеются эвенкийские, ненецкие, мансий­ские и селькупские заимствования. Наиболее интенсивное языковое влияние на хантыйский язык оказали язык коми и русский язык. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью и подразделяется на три группы диа­лектов – северную, объединяющую обдорский, шурышкарско-берёзовский, казымский, шеркальский диалекты, восточную с сургут­ским, салымским, вахо-васюганским диалек­тами и южную, включающую атлымский, кеушинский, иртышско-кондинский диалекты.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Первые попытки создать хантыйскую письменность относятся к 1868 году. В 1879 году Н. Григоровский издал букварь на одном из диалектов хантыйского языка.

В 1930-х годах была создана письменность на основе латинского алфавита для обдорского и казымского диалектов. В 1937 году письменность была переведена на основу русского алфавита, с 1940 года в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. Изза диалектной раздробленности опорный письменный диалект так и не был выбран. В результате единый литературный язык не сложился. В хантыйской письменности нет единой орфографии и грамматических норм. Учебная и художественная литература хантов выпускается на диалектах: казымском, шурышкарском, сургутском, ваховском. Для большинства хантов родной язык является средством семейного и бытового общения, частью традиционной культуры.

ТРАДИЦИОННОЕХОЗЯЙСТВО

  Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство.

  Охоти­лись ханты на северного оленя, лося, медведя, зайца, белку, лисицу, соболя и др. пушных зве­рей; из птиц – на утку и гуся. Использовались активные (преследование зверя с помощью собак) и пассивные (различные ловушки, само­стрелы и петли) способы добычи.

  Оленеводство распространено на большей части территории, заселённой хантами. В лесной зоне оленеводство местного происхождения, имеет преимущественно транспортное назна­чение. Практикуется вольный или полуволь­ный выпас оленей.

  Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни северных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

  С 19 века ханты, проживающие в южных и центральных районах Тюменской области вдоль реки Обь, занимались животноводством и овощеводством.

  Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

  • кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
  • постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
  • постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
  • постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
  • постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).

https://travelask.ru/articles/2697-hanty-muzhestvennye-zhiteli-severa

ТРАДИЦИОННОЕЖИЛИЩЕ

  Большинство хантов вело полуоседлый образ жизни, переезжая из пос­тоянных зимних поселений в сезонные, рас­положенные на промысловых угодьях. Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством, имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

  Ханты-оленеводы жили в переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой). Чум широко использовался и в качестве сезонного жилища на месте про­мыслов. Из хозяйственных сооружений извес­тны свайные дощатые и бревенчатые срубные амбары с двускатными или плоскими кры­шами, навесы-помосты.

  Особенность хантый­ских поселений – устройство перед каждым домом специальных столбов для привязыва­ния оленей и лошадей. Иногда они украша­лись зарубками, изображениями человечес­ких лиц, животных и птиц.

КУХНЯ

  Основной пищей хантам служат рыба и мясо. Рыбу ели сырой, варёной, вяленой,  мороженой. Из внутренностей вытапливали рыбий жир, на нём жарили лепёшки, готовили варку (толчёная рыба, проваренная в рыбьем жире), которую брали в дорогу и на охоту, употребляли с ягодами. Делали рыбную муку, из которой варили болтушку. Основным источником мяса были крупные звери – лось и дикий олень. Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Из дикорастущих потребляли главным образом ягоды, собирали и некоторые растения.

  Грибы считались «нечистыми», их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко потребляться только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги и другие растительные отвары. Многие курили, нюхали и сосали табак.

  ОДЕЖДА И ОБУВЬ

  Одежду и обувь ханты шили из оленьего меха, замши, цветного сукна, украшали бисером. У северных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных – распашная. Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

  Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

  Женщины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

  Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Зимней обувью служат ненец­кие пимы из камусов с меховым чулком. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи. Муж­ская и женская одежда украшается вышивкой, бисером, аппликацией.

  Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женщины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колеи. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

https://travelask.ru/articles/2697-hanty-muzhestvennye-zhiteli-severa

РЕЛИГИЯ

  Несмотря на христианизацию в 18-19 веках ханты при­держиваются традиционных верований. Рас­пространены промысловый культ, почитание духов-покровителей и главных богов – Торума и его жены Калтащ..

  Ханты ещё с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

  Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

  До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям. Так, например, медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.

ФОЛЬКЛОР

  Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения.

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).

Статьи

Еремей Данилович Айпин родился 27 июня 1948 года в пос. Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, в семье потомственного охотника-ханты.
Мария Кузьминична Вагатова – хантыйская писательница, первая хантыйская поэтесса. Пишет на родном хантыйском (казымский диалект) и на русском языках. Родилась на реке Курьёх, недалеко от деревни Юильск Березовского района
Тимофей Алексеевич – тонкий знаток и носитель обрядового фольклора казымских хантов. Является основателем серии фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», куда вошли произведения из репертуара «Медвежьих игрищ«.
ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх