лого цифровизация12

arctic
multilingual portal

Хозяйство сойотов

В течение второй половины ХVII-XVIII веков на основе древней тюрко-язычной сойотской и пришлой бурятской культуры на территории района складывается симбиоз двух хозяйственно-культурных типов – скотоводческого и оленеводческого, этому способствовали природно-климатические особенности региона. Сойоты – это оленеводы и охотники, в хозяйственном отношении ими были задействованы лесная и предгольцовая зона Саян, расположенная на юго-востоке района. Буряты вели скотоводческое хозяйство и занимали степные долины рек, альпийские луга, т.е. внутри района образовались две этнотерриториальные области в каждой, из которой находился один из этносов.

Роль оленеводства была очень большой в хозяйстве сойотов, они давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. В условиях окинского района одному охотнику достаточно было иметь 3 оленей – 2 рабочих быка и одну самку. Дело в том, что у сойотов олени содержались лишь для проведения охотничьего промысла, после сезона охоты они передавались кому-нибудь из знакомых для ухода и пастьбы.

Богатые оленеводы держали до 30 голов оленей. Оленеводство, основанное на экстенсивном использовании пастбищных угодий, требовало постоянных кочевок. Сойоты кочевали от 4 до 10 раз в год в зависимости от состояния кормов. Зимой оленеводы жили в долинах рек, осенью пасли оленей в тайге, летом поднимаются к гольцам. Некоторые сойоты всю зиму живут на зимниках, у кого есть возможность кочуют 2-3, редко 4 раза, их число зависит от количества снега. Олени круглый год паслись на подножном корму. Основным их кормом служит олений мох-ягель, кроме того, траву и грибы.

Случка оленей происходила с середины сентября, отел у важенок – в начале мая – июне. Дойка производилась 1-2 раза в день, за сутки надаивали 150-400 г. молока, жирностью 15-20 %. На мясо оленей забивали редко. Особо ценные оленьи панты отпиливались в середине августа, сначала у быков, затем к сентябрю отпиливали у остальных оленей, оставляя отросток в 15-20 см. Как у любого кочевого народа у сойотов существовало разделение оленей по полу и возрасту.

Самым древним промыслом жителей Окинского края была охота, этому способствовало изобилие диких промысловых животных, а также трудности ведения сельского хозяйства. Охота – это чисто мужское занятие, он должен хорошо знать следы животных, их повадки, пути их постоянных миграций, местонахождение солончаков “марса”. Он должен метко стрелять, т.к. желательно было попасть соболю или белке в глаз, чтобы не испортить шкурку. В Оке не был известен способ облавной охоты, когда на ее проведение выходили всем родом. Обычно на охоту отправлялись 4-5 человек, по одному от семьи. На крупную дичь охотились ради мяса и шкуры, которая широко использовалась в хозяйстве. Пушнина являлась предметом торговли.

В XIX-начале 20 веков часть, добытых на охоте пушнины, шла на оплату ясака тункинскому тайше, а часть, шла на торговлю, но чаще на обмен с иркутянами и тункинцами на муку, ткани, орудия труда и оружие. Необходимые для покупки всего этого деньги могли быть получены от продажи продуктов промысла, т.к. продукты скотоводства почти полностью шли на потребление в собственном хозяйстве.

Орудием охоты чаще всего служило кремниевое ружье “буу”. В охотничий набор входили – пороховница, мерка для пороха, мешочек для пуль, а также большой нож для разделки туши, маленький нож для снятия шкуры. Старики говорили, что раньше пользовались луком “манза”. Он был составным из трех пластин – верхняя и нижняя части – это изогнутая лиственница, а средняя – береза. На концах имелись роговые пластины с натянутой на него тетивой из сухожилий. На концах листовидных и долотовидных стрел “годли” имелись железные наконечники. Летом и осенью на водопойных тропах ставили самострелы.

Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, потому что это занятие считалось грехом. Многочисленные реки и озера Оки богаты рыбой, старики говорили, что они прямо кишели рыбой, их можно было ловить, протыкая заостренной палкой. Рыболовство как промысел появился в конце XIX веков, с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.

Хозяйственный календарь как сойотов, так и бурят вырабатывался в процессе длительных наблюдении за погодой и на основе жизненного опыта многих поколений. Четкое соблюдение цикличности работ способствовало росту производства продукции в хозяйстве и рациональному ведению хозяйства. Можно сказать, что традиционный народный календарь сойотов и бурят ничем не отличается, это связано с тем, что они давно контактируют между собой, сойоты полностью переняли способы ведения хозяйства.

Сойоты – полукочевые охотники-оленеводы жили в деревянных чумах “урса, уурс”, имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались на верху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35-40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, также как у якутских чумов, чтобы раньше встречать рассвет и восход солнца. Сойотский чум в отличии от якутского, в котором жило 2-3 семьи, был очень маленьким. В данном чуме существовало деление на левую – мужскую и правую – женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Посуда, продукты, низкий столик для приема пищи находились на женской половине. Оленья сбруя, оружие, личные вещи мужчины находились на его половине. Дверью служила часть нижней покрышки или мешковина, пришитая к ее краю. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах. Вообще в хозяйстве кочевых оленеводов большую роль играли различные емкости в виде всевозможных мешков и мешочков.

Сохранившиеся данные по их одежде свидетельствуют о том, что она была примитивной по отношению к бурятской. Верхняя одежда простого человека была сшита из выделанных шкур диких животных. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Особо ценилась выделанная шкура лося, которая использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь щилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из остриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. Зимним головным убором служила меховая шапка, сшитая самым простым способом и закрывала заднюю часть головы. Лишь небольшая часть богатых сойотов могла позволить покупать одежду у бурятов. Они носили одежду, состоящую из бурятского дээли и обуви, сшитой из ткани, а также одевали украшения бурятского типа.

К середине XIX в. большая часть сойотов переняв основные виды хозяйственной деятельности бурят, начали одевать бурятскую одежду, они стали сами ее изготовлять, используя покупной материал. Некоторые элементы сойотской одежды сохранились в охотничьей одежде.

Своеобразие пищевого рациона любого этноса определяется его хозяйственным укладом. Сойоты Оки в прошлом были охотниками-оленеводами. Впоследствии большинство сойотских семей переняли основные формы ведения скотоводческого хозяйства у своих соседей – бурятов, поэтому их пища мало чем отличается от пищи бурят. Другая часть сойотов, которая продолжала разводить оленей, в основном потребляла продукты своего хозяйства.

Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. При забое ударяли обухом топора по голове, затем кололи заостренной палкой “шиш”, стараясь попасть в сердце. Мясо оленей ели в основном в вареном виде, особенно ценилось жирное мясо осеннего забоя. Особенно лакомым у сойотов считался вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употреблялись все внутренности оленя, все они имели бурятские названия. В тонкие кишки заливали кровь, в которую было добавлены нарезанные кусочки желудка, почек и легкого. Оленье мясо также потребляли в сушеном виде, для чего его нарезали тонкими полосами и сушили, развесив в темном месте или над очагом. Такое мясо варили с добавлением в бульон оленьего жира. Также как и вяленую говядину, вяленую оленину толкли в ступках до порошкообразной массы, которую было удобно брать с собой на охоту и быстро приготавливать из него пищу.

Питание местных жителей как сойотов, так и бурят в большей степени зависело от хозяйственного уклада. Основной рацион пищи бурят составляют продукты скотоводства – мясо и молоко, а сойотов – оленье мясо и дичь. У части сойотов и тувинцев главной отраслью хозяйства, которых является оленеводство, в пищевом рационе преобладает оленина. Можно заметить сходство в способах ее приготовления и в их названиях. С увеличением контактов между этими этносами, сойоты начали переходить к скотоводству, что обусловило изменение их пищевого рациона в сторону увеличения потребления мяса и молока КРС. Способы приготовления и названия блюд были полностью заимствованы у бурят. С увеличением контактов с соседями появляются новые продукты, разнообразившие пищевой рацион местных жителей. В пищевом рационе бурят и сойотов Оки, а также тувинцев можно увидеть ряд сходств. Одинаковые природные условия и одинаковое хозяйство обуславливает эти сходства.

источник: http://selorodnoe.ru/

Оставьте комментарий

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top