лого цифровизация 5

arctic
multilingual portal

КЛАССИФИКАЦИЯ ФЛОРЫ И ФАУНЫ СЕЛЬКУПСКОГО МИРА.

НАСЕКОМЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Насекомые

(лат. Insecta, таз. д. Тукылакка, Туцылакка). Вследствие отсутствия необходимых энтомологических знаний селькупы пытались дать собственное объяснение окружающей их действительности. В попытках истолковать родственные связи и цикл развития и появления насекомых они смотрели на происходящие процессы, связанные с насекомыми, иначе, чем современ-ные ученые-энтомологи. Так, например, в селькупском представ-лении гусеницы и личинки насекомых являлись самостоятельным видом и относились к червям, а бабочки являлись небесными су-ществами, упавшими с неба.
В попытках объяснить появление червей в гниющем мясе или в дуплах старых деревьев селькупы сформировали свою систему представлений о появлении и развитии насекомых на земле. В отличие от крупных млекопитающих или птиц, жизненный цикл которых является понятным ввиду наглядности, с насекомыми дело обстоит сложнее. Их сложный и многоэтапный цикл развития остался не очевидным для селькупов, что послужило появлению новых мировоззренческих взглядов. В порче продуктов питания и древесины селькупы винили червей и личинок насекомых, которые, по их мнению, стали посланниками злого духа, стремящегося усложнить жизнь и навредить здоровью человека.
Если человек заболевал, это свидетельствовало о воздействии на него изнутри червя, посланного злым духом. «В представлении о причинах болезни человека фигурируют не какие-либо фантастические черви, а конкретные, совершенно реальные, виденные селькупами множество раз» [Прокофьева 1976. С. 119].
Селькупы считают, что из портала — входа в Подземный мир вместе с дымом вылетают птицы и насекомые Нижнего мира [Там же. С. 112].
Многие селькупы и сегодня верят, что черви (личинки), падаю-щие с деревьев на человека, попадают в его тело через вены и затем, пробираясь вглубь, вызывают болезни. Поэтому запрещено трясти деревья — иначе «тукылакка (червь) попадет на голову и заболеешь» [ПМА 2007].

Черви

(лат. Vermes, таз. д. Неннилакка). Все виды личинок и кольчатых червей селькупы относят в одно «семейство» — неннилакка. От этого обобщенного семейства дифференцируют только дождевых червей. По мнению селькупов, личинки насекомых являются самостоятельным видом и не имеют отношения к зрелым насекомым.
Селькупы считают, что «черви» — обитатели (посланники) Нижнего мира, являются вместилищем злых духов (лозов). Они проникают из Нижнего мира в Средний мир через трухлявые стволы деревьев, затем взбираются на листья здорового дерева и падают на землю. В случае попадания/проникновения червя-болезни в тело человека он начинает расти и если не избавиться от него, то он вырастает до внушительных размеров. Данному представлению послужили наблюдения селькупов, связанные с присутствием в организме человека паразитов (гельминтов, аскарид и т. п.) [ПМА 2007].

Дождевой или земляной червь

(лат. Lumbricina, таз. д. Ненни). Длина тела варьирует от 2 до 15 см. Число сегментов также изменчиво: от 50 до 80. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте, кроме переднего. Число щетинок изменяется от 8 до нескольких десятков [Природа 2006. С. 106].
В селькупском мировоззрении сложилось двоякое представле-ние о дождевых червях: с одной стороны, отрицательное — дождевых червей считают причиной появления болезней; с другой — положительное, поскольку червь выступает духом-помощником шамана и средством добычи рыбы.

Пиявка

(лат. Hirudinea, таз. д. Утшы) в селькупском представлении являются, каки дождевые черви, обитателем Нижнего мира, только водной разновидностью.

Личинка мухи

(опарыш) (таз. д. Тук, Нень). Длина личинки варьирует от 4 до 12 мм. В дикой природе питается несвежим мясом и другими продуктами, при условии, что процесс ферментации уже прошел. В лабораторных условиях их также можно вырастить на сладком клейстере (раствор крахмала и сахара). При благоприятных условиях проводят 10—15 дней в виде личинки, после чего превращаются в муху. При неблагоприятных условиях погружаются в анабиозное состояние, в котором способны выдержать морозы до —30 °C. При отрицательных температурах могут жить до трех лет, не превращаясь в мух [Природа 2006. С. 144].
Среди злых лосов, вызывающих болезни у человека, были са-мые мелкие, которых селькупы принимали за червей (тук или нень). Проникнув в тело человека через кожу, рот или нос, лосы начинали вредить — поедать человека изнутри. В теле человекалосы передвигались по кровеносным сосудам и венам, словно по рекам [Прокофьева 1976. С. 123].
В некоторых случаях черви (личинки) у селькупских шаманов являлись духами-помощниками. В борьбе с насылаемыми Кызы (главный злой дух) на человека злыми лозами, часто принимаю-щими вид червя, шаман действовал при посредстве этих нумыт тук — небесных червей, которые по призыву шамана забираются в человека и пожирают или выгоняют оттуда лозыль тук — злого червя [Прокофьева 1949. С. 356].

Отряд жесткокрылые

(лат. Coleoptera, таз. д. Туцылака).

Усач, или дровосек (в народе стригун)

(лат. Cerambycidae, таз. д. Нут туц) в селькупской мифологии является образом души умершего человека, его запрещено убивать. Считается, что после смерти душа человека проживает свою жизнь в мире мертвых, а затем направляется на небо в виде жука-усача.
По другой версии, селькупы боятся усача и говорят: «на голову сядет и волосы сострижет». Для человека потеря волос — плохой знак.

Жук плавунец

(лат. Dytiscidae, таз. д. Кыкка), как и водомерка (лат. Gerridae, таз. д. Цвмылъцо), – один из образов перевоплощения души покойника. Схожее поверье присутствует и у ханты; от них и произошел термин Крмыльцо [Мифология 2004. С. 176]. Согласно селькупским представлениям, после смерти взрослого человека его душа уплывает вниз по течению, по жизненной (родовой) реке. Затем умерший проживает жизнь, подобную прожитой на земле, и вновь умирает. После смерти в «покойницкой земле» душа умершего превращается в водяного жука и живет жизнью этого жука. Когда и он умирает, душа умирает совсем [Прокофьева 1977. С. 75].

Отряд пауки

(лат. Araneae, Aranei, таз. д. отая, поццый кота — ‘мешок с сетью’, по^ыяя кыта — ‘паутинный муравей’). По сведениям, записанным Г. Н. Прокофьевым, селькупы считали, что звезды на небе – это пауки, что, по их мнению, доказывается сходством паука с мерцающей лучистой звездой. Пауки считались безвредными обитателями Верхнего мира, где они существовали в виде звезд, а погаснув, падали на землю уже в облике небольших черных пауков. Е. Д. Прокофьева зафиксировала сведения о представлениях селькупов, связывающих пауков с душами людей: в пауков или жуков-плавунцов превращались души умерших людей после смерти.
По поверьям современных селькупов, паук приносит счастье, поэтому его нельзя убивать. Если мужчина убивал паука, то впо-следствии терял свои охотничьи стрелы, а женщина — швейные иглы [Мифология 2004. С. 241—242].
По мнению информантов из Красноселькупского района, «па-ука с шестью ножками нельзя убивать — к известию, а если его убить, то иголки пропадут у хозяйки» [ПМА 2012].
Священная Старуха-Мать имеет в традиционном мировоззрении селькупов множество ипостасей, самые древние из них — зооморфные. Паучиха, упомянутая в рассказанном Г. В. Баякиной мифе, — одна из самых ярких зооморфных ипостасей селькупской Матери- предка [Степанова 2008. С. 36,75]; она также связана с умением шить иигольником. В другом мифе, записанном у А. Н. Баякиной, Паучи- ха-Мать не шьет, а плетет сети. Но здесь она — мешок, наполненный человеческими жизнями, оберегающий их и распоряжающийся ими:
«Паук – это мешок, наполненный сетями, так селькупы гово-рят. Сети — это как бы жизни человеческие. Чем сложнее сеть, тем сложнее жизнь человека. Чем короче сеть, тем короче жизнь.
Однажды жили две сестры. Хорошо жили. Родились у них сы-новья. Одна женщина воспитывала своего сына хорошо, а у вто-рой сын непослушный был. Завидовал своему брату.
Выросли сыновья. Тот, который непослушный, сказал другому, что он сильнее его. Тогда решили они свои силы проверять. Долго боролись. Хороший брат победил плохого. Разозлился тот и проклял брата. Сказал, что его дети постоянно умирать будут. Тогда добрый брат прогнал его из дома.
Пошел завистливый брат под овраг, а мать его следом пошла. С ним ушла из дома. Ушли они под овраг жить, а мать его в землю ушла потом. Превратилась в паука и стала сети плести. Добрый брат остался со своею матерью на хорошем яру жить» [Степанова 2013. С. 429-430].

Отряд двукрылые

(лат. Diptera, таз. д. Тыпя).

Осы

(лат. Vespidae, таз. д. Локр) в селькупской традиции явля-ются опасными насекомыми, с которыми не стоит шутить. Это представление связанно с самозащитой ос от нападения. Особое отношение сложилось в селькупской культуре к деятельности ос: селькупы утверждают, что, если осы построили свое гнездо в жи-лище человека — это хороший знак. Поэтому запрещено разру-шать навесной улей в жилище. Чем больше улей, тем лучше для семьи, в доме которой обосновались осы.
Среди селькупов, проживающих в верховьях реки Таз, суще-ствует противоположное мнение. Считается, что, если у дома человека завелись осы, они представляют угрозу для детей. А если осы обосновались в человеческом жилище, то улей необходимо разрушить [ПМА 2005, 2008].

Отряд стрекозы

(лат. Odonata, таз. д. Кэзыль тыра). Селькупский термин, обозначающий стрекозу, — Кэзыль тыра — переводится как ‘железо гремит’.
Стрекоза в селькупском мировоззрении занимает особое место, с ней селькупы связывают несколько ключевых аспектов: первым, и пожалуй самым явным, является полезность стрекозы, которую селькупы видят в ее охоте на комаров и мошек; вторым аспектом сакрализации стрекозы является ее сформировавшийся образ «охотника на комаров», подобно шаману стрекоза борется со злыми духами — комарами, что подтверждается наличием второго названия стрекозы Неннякыт тэтыпы — ‘комариный шаман’. Единого представления о происхождении стрекозы у селькупов нет, но существует две версии: первая — стрекозу создал Ича, согласно второй стрекоза — это и есть сам Ича [Прокофьева 1976. С. 119].
Стрекозы были духами-помощниками шамана, о чем свиде-тельствуют подвески на костюме шамана, изготовленные из железа и, по представлению селькупов, обладающие магической силой [Мифология 2004. С. 148—149].

Комар

(лат. Culicidae, таз. д. Нэннык,а) — самый назойливый представитель насекомых. Согласно представлениям селькупов, комары и мошки (все кровососущие насекомые) появились в результате борьбы Ича с лосы. Зола, пепел и искры от сожженного Ичей черта-старика превратились в комаров, которые по заклятью черта должны были есть людей. В свое время Е. Д. Прокофьева отмечала, что селькупский фольклор наделяет насекомых большой ролью, и видела в этом отражение реальной действительности, в частности комары, как и оводы, мошки и пр., как настоящие злые духи, насмерть могут заесть телят оленей. Кровососущие насекомые относятся к Нижнему миру [Мифология 2004. С. 221—222].
Другая версия происхождения комаров, в которую тоже вери-ли селькупы, состоит в том, что комары рождаются от больших «маток», летающих весной (вероятно, долгоножка, лат. Tipulidae). Кроме того, существует представление о том, что комары неким образом возрождаются, осенью умирают, а по весне оживают вновь [Прокофьева 1976. С. 119].

Отряд чешуекрылые

(лат. Lepidoptera, таз. д. Лонтыра). К данному отряду селькупы причисляют всех бабочек и мотыльков.
В селькупском мировоззрении бабочка представлена в двух ипостасях. В первом случае она выступает в качестве духа-помощника шамана нун этыль лонтыра — ‘небесной бабочки’. Этот дух-помощник очень редко упоминается в шаманских песнях и почти не встречается в фольклоре. Е. Д. Прокофьева упоминает бабочку как индивидуального покровителя шамана Максима Безруких, приобретенного им лично за время шаманской карьеры [Прокофьева 1949. С. 357].
Во втором случае бабочки интерпретировались селькупами как воплощения душ умерших детей, которых запрещалось убивать. В песне Константина Силантьева Чекурмина «Одиночество» бабочки упоминаются следующим образом: «Лентыра кэльмынуты порецын кэна т/мнайымпвтыны» (‘Мотыльки/бабочки над водой летают, кружат’) — речь идет о том, что умерли многие молодые люди из рода (исполнителя), и отчаяние автора не позволяет увидеть светлого будущего. По характеру и смысловой нагрузке песня оправданно названа «Одиночество», и в тексте ее явно прослеживается озабоченность будущим семьи и сохранением традиций [ПМА 2012, 2013].

Семейство муравьи

(лат. Formicidae, таз. д. Кита). Муравьи, как и бабочки, относятся к безвредным насекомым в отличие от комаров, оводов и других кровососущих насекомых или их личинок, поэтому селькупам запрещалось их уничтожать. Согласно приметам, если разрушить муравейник, будет дождь, а муравьи могут перебраться в дом к человеку [ПМА 2008].

А. С. Кулиш

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top