лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Сохранение социокультурной среды

Благодаря сохранению традиционных видов деятельности, умелые эвенкийские мастерицы имеют возможность пополнять свои запасы материалов для художественной обработки меха и кожи.  

  При выделке шкур животных они пользуются легкими и небольшими по объему орудиями обработки шкур, которые раньше перевозились в специальном мешке — кэдэрэрук. Их размер обусловлен удобством при частых перемещениях, так как они занимали мало места.

Эти орудия обработки назывались: у — скребок первичной обработки, чучун — скребок вторичной обработки, нюливун — 1. железный скребок без зубцов для соскабливания шкуры, 2.  деревянная палка длиной 1,5 метра и диаметром 10—15 см, кэдэрэ — кожемялка.

  Ими женщины подготавливали необходимый материал для изготовления изделий — одежды, обуви, перчаток, головных уборов, ковров. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию.

  В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Основными приемами декора изделий у восточных эвенков следует назвать: вышивку бисером, меховую мозаику, вышивку цветными нитками, вышивку подшейным волосом. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира.

  Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.

  Сегодня каждая из мастериц продолжает традиции своего народа в области декоративно-прикладного искусства: Дьячковская В. П., Борисова Е. Д., Умрихина Л. Ф., Архипова Е. П. (Аяно-Майский район), Владимирова А. В. (Тугуро-Чумиканский район), Казарова А. Н., Семенова Е. А. (район им. П. Осипенко).

  Очень плодотворно и профессионально работает народная мастерица Л. Ф. Умрихина — участница и победительница международных фестивалей мастеров и художников Севера РФ, краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу».

  Эвенкийский фольклор богат и  разнообразен, и представлен следующими жанрами: иты — заповеди, оде — обереги, алга — благопожелания, тагивка — задания, нимнгакан — мифы, икэн — песня.

  Собирателем эвенкийского фольклора был Константинов В. С., житель с. Аян, бывший редактор районной газеты «Звезда Севера», автор эвенкийских новелл.[1]

Материалы и фото предоставлены порталом “Многоликий Хабаровский край” составитель:
Кулеш Е.В., канд. пс. наук доцент кафедры психологии,
руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО “Тихоокеанский государственный университет”.

 

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх