лого цифровизация12

арктический
многоязычный портал

Резьба по кости и рогу у долган

Материалы декоративно-прикладного искусства призваны стать формой выражения чувств, пожеланий и мыслей человека. Северные кочевники известны искусным и экологичным использованием имеющихся средств, например, после разделки оленя все его материалы шли на прикладную пользу для тундровой семьи: из шкуры оленя делают камус пригодный для одежды, остаточный камус от одежды не выбрасывается – его уже используют для изготовления сумок, сидушек и прочих декоративных принадлежностей; мясо и остальные внутренности для питания и быта; некоторые части костей несли в себе сакральное значение, поэтому хранились соответствующе. В данном случае олений рог мог использоваться для изготовления фигурок и иллюстраций на материале.

Резьба на кости, бивни и роге издревле являются средством выражения своего мировосприятия для северных народов и долганы не исключение. У долган считается, что это мужское занятие. Еще в археологических раскопках в северных регионах датируемых 1-2 тыс. до н.э. находят древние изделия из кости. Это подтверждают раскопки на Чукотке и в городище Усть-Полуй Ямало-Ненецкого автономного округа [2]. Есть также дата глубокой древности как около 20 тыс. лет назад, на реке Ангара археологи нашли женские статуэтки, маленькие зооморфные фигуры из бивня мамонта и рога оленя и иные изделия из кости.

Не менее распространенным способом выделки костя и рога является вырезка фигур. Но это позднее явление среди долган. «Традиционно у долган бытовала скульптура из дерева, причем это были не только небольшие фигурки диких оленей и других промысловых животных, но также антропоморфные изображения, высота которых могла достигать двух метров. По представлениям долган, скульптуры обеспечивали удачу на охоте, оберегали от болезней».

У эвенков и эвенов долганы переняли традицию украшать графическим декором детали из костей оленьей упряжки, вырезанные из бивня мамонта, а иногда из оленьего рога. В следствии этого в изделиях ранних долганских мастеров можно узнать эвенкийские орнаментальные мотивы, и все же это явление нельзя называть копией эвенкийского. Имея такие тесные связи с тунгусами Восточной Сибири, долганы родственны якутам, поэтому в долганских мотивах имели место якутские орнаменты. Таким образом, долганская орнаментика являет собою своеобразное художественное явление, подвергнув родственные орнаментальные традиции переосмыслению.

Саввинов А. И. Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган // Вестник ДВО РАН. 2010. №2

Основные черты декора на долганских изделиях из кости – преобладание геометрических прямолинейных узоров, частая повторяемость конкретных орнаментальных форм, широкое использование в композиции полос и бордюра. Орнамент, как правило, покрывает всю лицевую поверхность деталей оленьей упряжи, прежде всего таких как «хынак» – массивных прямоугольных пластин из бивня мамонта [3]

Примечательные исследования на тему долганских орнаментальных традиций провел известный этнограф, специализирующийся на культуре долган и северных якутов, Анатолий Иванович Саввинов. Ученый обозначил две группы орнаментальных мотивов: геометрические и криволинейно геометрические. Геометрическую группу отличает простота исполнения и архаичность орнаментов. Криволинейно геометрическая группа вобрала в себе спиралевидные и крестообразные мотивы. Этнограф относит связывает первую группу с северно-тунгусским влиянием, а вторую с якутскими традициями [4]

Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».)
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».)

На данный момент в искусстве таймырских косторезов наряду с традиционной тематикой работ наблюдаются изделия на тему вечных ценностей таких как любовь и семья. Традиционная же тематика работ отражает ностальгию по родной природе, детству в тундре и тайге, материальную интерпретацию из родного фольклора, сцены охоты и рыбалки, духовные традиции народов Таймыра и т.д.

В исследованиях этнографа Сергея Васильевича Иванова говорится о том что у долганских резчиков были различные самодельные инструменты. «Инструментами, с помощью которых производилась резьба по кости, были нож, сверло и циркуль. Простейший прием резьбы заключался в проведении на поверхности кости или рога кончиком ножа или шила неглубоких линий. Если требовалось провести несколько параллельных линий, пользовались резцами с двумя или тремя зубцами… Для большей четкости рисунка в резные линии нередко втирали черную или красную краску (обычно сурик), а при отсутствии ее – грязь. Кружки с точкой или концентрические кружки наносились с помощью простейшего самодельного циркуля с несколькими остриями, один из которых служил ножкой, а другие – резцами» [4].

В нынешнее время профессиональные косторезы используют бормашинки, стоматологические инструменты, шлифовальный круг. Вырезанную фигуру потом отбеливают в специальной химической жидкости и шлифуют до финальной готовности.

Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».)
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».)

По словам мастера-костреза Дмитрия Чуприна, у каждого северного мужчины имеется маленький нож для мелких работ, идеально подходящий для резки различных фигур из подручных средств. Вырезанный кусок бивня мамонта в сухую не обрабатывают, кусок кладут в воду на сутки и после размягчения материала можно браться за резку, на мягком бивне легче выграфировать. В природных условиях влага из материала испаряется экологичнее.

Посмотрите работы мастера-костореза Дмитрия Чуприна в “Золотом фонде” Таймырского Дома народного творчества по ссылке: https://www.tdnt.org

Чаще всего долганы в резьбе используют бивень мамонта чем рог оленя. Косторез Николай Михайлович Киргизов утверждает, что в поселках бивни мамонта находят достаточно много.

Ознакомьтесь с работами мастера-костореза Киргизова Николая Михайловича в “Золотом фонде” Таймырского Дома народного творчества по ссылке: https://www.tdnt.org

По прочности бивень уступает рогу оленя и более капризен, склонен трескаться и ломаться как утверждает косторез Николай Олегович Киргизов.

Работы мастера-костореза Киргизова Николая Олеговича в “Золотом фонде” Таймырского Дома народного творчества по ссылке: https://www.tdnt.org

Таким образом, в орнаментальных и скульптурных традициях долган просматривается сюжеты и особенности долганской культуры. Эти орнаменты и сюжеты на костях и роге отображают этнокультурные процессы и межэтнические связи с народами Севера и Сибири. Устоявшиеся архаичные орнаменты указывают на самобытность долганской культуры и сопровождение сквозь века древних этнических элементов южного происхождения.

Использованные источники:

  1. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 506 с. — (Сер. «Народы Севера и Дальнего Востока».) Ссылка: https://www.evenkiteka.ru/stellages/ethnography/ornament-narodov-sibiri-kak-istoricheskiy-istochnik/
  2. Корольков Сергей Владимирович Резьба по кости в народной художественной традиции Севера // Культура и искусство. 2018. №8. Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/rezba-po-kosti-v-narodnoy-hudozhestvennoy-traditsii-severa
  3. М.М. Бронштейн, Ю.А. Широков. Резная кость Якутии и Таймыра из собрания Государственного музея Востока. Каталог коллекции // М.: ГМВ, 2014 – 92 с.: с ил. Ссылка: https://library.orientmuseum.ru/images/pdf/Yakutiya-Taymir_2014.pdf
  4. Саввинов А. И. Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган // Вестник ДВО РАН. 2010. №2. Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnye-osobennosti-v-ornamentalnyh-traditsiyah-dolgan

Полезная литература по теме:

  1. Таймырская резная кость. – Дудинка, 2015. – 140 с.: ил. Ссылка: https://www.tdnt.org/pdf_poli.php?id=28&t=publ
  2. Ломанова Т. М. Резная кость Таймыра: возрождение промысла // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 2, № 20. С. 173-183. Ссылка: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6963.
  3. Иванов, С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала XX в. : сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости / С. В. Иванов. – Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1954. – 838 с. Ссылка: https://e.nlrs.ru/open/44029 
ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх