лого цифровизация12

арктический
многоязычный портал

Татьяна Александровна Печетегина,

жизнь и творчество

Татьяна Александровна Печетегина – мастер гравер, имеет звания «Почетный мастер народных художественных промыслов Чукотского АО», «Хранитель традиций ЧАО», «Почетный гражданин ЧАО». Гравировкой по моржовому клыку она занимается с детства, ее работы представлены во многих музеях мира, хранятся в фондовых собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Чукотки. Любимые сюжеты – сказки, легенды, предания и рассказы о жизни предков. В причудливых рисунках Татьяна Александровна сумела совместить и древние сказания, и современную жизнь.

биография

Печетегин с дочерьми Таней и Наус, Таня посередине. Уэлен, 1953г.
Таня-выпускница Уэленской семилетней школы, 1964 г.
На обложке фотографиия Т. Печетегиной и Т. А. Шикуновой, учительницы подготовительного класса

  Татьяна Александровна – девятый ребенок в семье Печетегиных – родилась в 1948 году в самую долгую ночь в году 22 декабря, Уэлене. Имя дала русское и назвала ее Таней фельдшер-акушер Маргарита Марухно, принимавшая роды у Амак. Для того, чтобы злые духи не узнали о рождении ребенка в семье Печетегиных все родственники и жители Уэлена считали ее дочерью Маргариты Марухно и все называли ее не Таней, а по фамилии Марухно.

  Такая осторожность была связана с тем, что рожденные до нее сыновья  умирали от болезней или несчастных случаев. Так до совершеннолетия за ней было закреплено имя Марухно. Родители опасались за жизнь маленькой девочки и никогда не произносили имя Таня вслух. Детство прошло в яранге – лыгарэк. Родители и старшая сестра Наус всячески оберегали и очень любили. Старшая сестра следила за своей младшей сестрой Таней.

  Для маленькой Тани игрушками служили цветные камешки, собранные на берегу моря, маленькие фигурки из моржового клыка, сделанные дядей Гемауге. До сих пор сохранились детские санки – к^энрэт с полозьями из моржового клыка, которые сделал ее отец.

  В 1956 году Татьяна пошла в школу в подготовительный класс, совершенно не зная русский язык. С особой теплотой вспоминает свою первую учительницу Тамару Александровну Шикунову, которая сама выучила чукотский язык и преподавала его. Она учила Таню русской грамоте, математике, письму. В это же время в Уэленской семилетней школе работал Владилен Вячеславович Леонтьев. Он и Т.А. Шикунова опубликовали методическое пособие «В помощь учителю подготовительного класса» из опыта работы учительницы Т.А. Шикуновой в подготовительном классе Уэленской семилетней школы, которое вышло в 1956 году.

  Учителями были: двоюродный брат Амак, Иван Васильевич Ачивантин; дочь охотника Унпенера, племянница Печетегина, Маргарита Ивановна Рыкваткот – отличник народного просвещения школ РСФСР, имела правительственную награду Орден Ленина. Ее педагогический стаж – 24 года.

  Таня росла очень любознательным ребенком и хорошим слушателем, а самое главное она всу запоминала и могла рассказать, а если что было не понятно, переспрашивала. Видимо, заметив эти качества в ребенке, родители стали рассказывать ей обо всем, что помнили из прошлой жизни, о родословной по линии отца и матери, сказки, легенды, случаи из жизни и морской охоты, напевали мелодии к небольшим шутливым сказкам.

  Учеба давалась трудно. Надо было привыкать к русской речи, привыкать к школьной жизни, к требованиям, которые предъявляли учителя. Любимыми предметами стали литература, русский язык, история, пение, рисование. Математика для Тани казалась наитруднейшей из всех дисциплин. За время учебы сформировались такие качества как сила воли, аккуратность, дисциплинированность, доводить любое дело до конца. В то же время Таня была общительным, веселым, добрым ребенком. Любила ходить в гости к многочисленным родственникам и там слушать их рассказы. Приходя домой она пересказывала услышанное, и спрашивала у родителей: «А, правда, что так было на самом деле?». Бабушка К’эк’к’эн’ – это мать Амак – тоже внесла свою лепту в воспитании внучки Тани.

     Она рассказывала сказки, легенды, о народах живущих в других районах, о своем родословии.  Впитывая в себя все услышанное и увиденное, Татьяна для себя решила, что после школы обязательно пойдет работать в Уэленскую косторезную мастерскую. Заходя в косторезную мастерскую, она видела как Вера Эмакуль, Галина Тынатваль изображают на моржовых клыках все то, что они знают и видят. Таня смотрела на их работы и думала, как у них получается красиво, можно по рисунку читать сказку, легенду или рассказ, увидеть, как жили раньше.

  Большую роль в становлении художественного мастерства оказали ее родители, особенно отец, который открыл для Тани удивительную порой жестокую жизнь выживания в суровых северных условиях, но в тоже время любовь, доброту, уважения к своим предкам. Он хотел, чтобы все потомки были достойны своих предков. Все это закладывалось с детства.

  В долгие зимние вечера отец рассказывал об охоте. На морского зверя, о их повадках, подробно описывал как выглядит морские и тундровые животные, птицы, о традиционных праздниках, ритуалах, о состязаниях между селениями. Много знал случаев, которые происходили во время охоты с охотниками и как один на один в студеном море в борьбе с природой за жизнь выживали морские охотники и возвращались домой с добычей. Ведь без мужчины-кормильца не будет и семьи. Мама Амак красочно и последовательно излагала о всех важных событиях своего рода и передавала понимание окружающего мира.

  Глубочайшая народная память о далекой старине передавалась из поколения в поколение в устной форме в семье Печетегиных и дошла до детей Татьяны Александровны.

Т. Печетегина. Фрагмент клыка “Кеглючин” – морж одиночка 1978г.

  Окончив Уэленскую школу, Таня поступила ученицей в косторезную мастерскую. Она выбрала технику рисования, то есть гравировку на моржовом клыке. Наставницей стала Галина Андреевна Тынатваль (родственница по линии Амак) дочь знаменитого костореза-резчика Вуквутагина, которому был присвоен орден Ленина за вклад в развитие косторезного искусства. Главным художником мастерской был Туккай, он двоюродный брат Амак мамы Татьяны. Туккай тоже имел орден Ленина. В то время эта была самая высокая государственная награда, ее присваивали только самым лучшим работникам. В 1966 году рядом с молодой, красивой и еще не опытной девушкой работали известные резчики и гравёры: Вера Эмкуль, Елена Янку, Хухутан, Гемауге, Татро Григорий, Чуплю, Наус, Килилой, Иван Сейгутегин, Лев Никитин, Гемауге Майя. Но до самого конца учителем для Татьяны была Галина Андреевна Тынатваль. Она ей бесконечно благодарна. Галина Андреевна Тынатваль – заслуженный художник РФ, лауреат премии И.Е. Репина, училась у Веры Эмкуль, работала в УКМ с 1945 по 1990-е годы. Работы находятся в РЭМ, МНИ, СПГИХМЗ, МОКМ, МЦНЧ, в музее УКМ.

  В газете «Советская Чукотка» за 22 апреля 1970 года Таттьяна Печетегина опубликовала свои воспоминания под названием «Жизнь должна быть прекрасной». Она пишет: «…Впервые переступила порог косторезки, будучи еще школьницей. Меня очаровали работы Эмкуль, Тынатваль, Янку. Захотелось стать гравером. Пришла, помню, домой, взяла лист бумаги, карандаш и начала рисовать. Рисунки получились неказистые, но я несла их Гале Тынатваль, которая стала моей первой учительницей. Она терпеливо поправляла их, советовала, какие лучше брать сюжеты, как строить композицию. После 8-летки я пришла в мастерскую работать. Дело двигалось туго, но так захватило меня, что ни очем другом я не могла думать. И вот в этом году моя работа в числе лучших работ старейших граверов мастеров, чьи труды отмечены дипломами многих отечественных и международных выставок, попало на «Экспо-70» – на международную выставку в Японию.

За время работы в мастерской я расписала много клыков. Сюжеты брала из народных сказок, но особенно люблю изображать сцены охоты, из жизни и быта оленеводов, из народных праздников. Все это понятно и близко как моим землякам, так и другим людям, которым мы служим своим искусством.

Я счастлива тем, что работаю со многими прославленными художниками, изделия которых знают далеко за пределами округа и даже страны, тем, что своим скромным трудом несу людям радость, помогаю им видеть прекрасное в жизни, природе, труде, показываю им окружающую действительность через призму своего художественного восприятия. Ведь основное назнасение художника, на мой взгляд, открывать людям красоту земли, на икоторой живет человек, величие и героику труда…».

Т. Печетегина - ученица гравер Т.А. Тынатваль. Уэлен, 1966г.
Т. Печетегина. Фрагмент клыка "Кеглючин" - морж одиночка 1978г.

Т. Печетегина, “Волшебный бубен” – сказка, 1986г. Музей УКМ им. Вуквола, 2007

Творчество

  Татьяна была хорошей ученицей и уже через три месяца поднялась на одну ступень выше, стала гравером. Первая работа, которая принесла известность Тане была сказка «Добрая чайка». Работа приняла участие в выставке в Японии в г. Осака в 1970 году. В 22 года получила первую медаль. Родители были очень довольны результатами работ и всячески помогали ей. Отсюда и начинаются творческие работы их около 120. Член Союза художников с 1973 года. В 1974 году была избрана председателем отделения Союза художников Уэленской косторезной мастерской, а в 1977 году – членом правления Магаданского областного отделения Союза художников РСФСР. В 1987 году участвовала в работе Всероссийского Шестого съезда художников. С 1990 года является членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР.

  В 1970 году 26 мая вышел в свет очередной номер газеты «Советская Чукотка». В этой газете есть маленькая статья под названием «Узор на кости». И вот о чем нам поведал автор: «Он всегда может быть разным, но всегда передает душу народа, национальные черты его культуры и искусства.

  Имя Тани Печетегиной, самой молодой из мастеров- граверов Уэленской косторезной мастерской «Северный сувенир», последнее время все чаще называют рядом с именами прославленных граверов и косторезов Чукотки.

  Ее тяга к искусству проявляется и в другом. Таня – артистка ансамбля художественной самодеятельности «Уэлен». Она старается не только танцевать на сцене, но и помогать заведующему клубом Виталию Таскаеву организовать интересные вечера, веселые и остроумные КВН.

  Как комсомолка много времени отдает Татьяна Печетегина работе среди женщин села. Женский совет ей поручил следить за санитарной культурой жилищ уэленцев… Родители , чьи дети воспитываются в детском саду, избрали ее членом своего комитета. Как активную общественницу женщины села посылали ее своей делегаткой на третий съезд женщин Чукотки, который проходил в Анадыре 8-9 апреля. Здесь ей в числе других вручили Почетную грамоту окружкома партии, окрисполкома, окружкома профсожза и окружкома ВЛКСМ…

  Таня была членом комитета ВЛКСМ, возглавляла культурно-массовый сектор. Теперь она-секретарь комсомольской организации, вожак всей уэленской молодежи. И эта роль ей вполне по плечу, потому что Тани нет дела, которому она не отдавалась всей душой.»

  Творческие работы по рассказам отца сделаны на темы морской охоты, сказок и легенд:
  • «Кеглючин» – морж-одиночка,
  • «Встреча охотников с белым медведем»,
  • «Охотник и косатки» – легенда,
  • «Охота на гренландского кита»,
  • «Случай с отцом на охоте у м. Сенлюквин»,
  • «Удача с йивитом»,
  • «Возвращенная жизнь» – сказка,
  • «Маленький Тылык’»- сказка,
  • «Охотник и косатки» – легенда,
  • «Волшебный бубен» – сказка,
  • «Потерявшая песенка» – сказка,
  • «Как сирота создал солнце, звезды и луну» – сказка.

  На клыке по рассказу Печетегина нарисован случай, который произошел с ним во время охоты. Главная мысль рассказа как надо действовать в опасный момент, когда вокруг только открытое море и нет спасения, все зависит только от тебя, твоих знаний, умения владеть симтуацией и не паниковать, иметь силу и выдержку.

  Большая творческая работа по рассказу папы называется «Удача с йитивом» (йитив – грендланский кит). На этом клыке изображена охота старших братьев Печетегина на гренландских китов в начале зимы. Отец принял непосредственное участие в изображении сцен охоты, ведь он видел все своими глазами. Он нарисовал эскиз всплывающего морского исполина, гарпуны, как действовали братья во время охоты.

  Другая творческая работа посвящена (продолжение вышеназванной работы) традиционному в то время ритуальному обряду в честь души добытого гренландского кита. Работа так и называется «Чукотский праздничный обряд». Отец нарисовал эскиз древнего жилища – к’легран по воспоминаниям, его внутреннее устройство с подробным объяснениям всех деталей строения. Мама Амак рассказывала, какую надевали одежду, какие были украшения у женщин, специально сделанные для праздника. Какие спортивные состязания проводились между мужчинами. Обязательным на празднике были национальные танцы. Печетегин с восхищением говорил о Выквылк’оте когда он выходил исполнять танец. Он танцевал в маске украшенной усами из трав, в красивейших до локтей перчатках и дождевике – уккенчи. Данная работа участвовала как стендовый доклад на международной научно-практический конференции «Дни Берингии» в 2007 году в.Анадырь.

Фрагмент клыка “Удача с йитивом”, 1985 г., музей УКМ им Вуквола, 2007г.

Педагогическая работа.

 

  С 1995 года Татьяна Александровна начинает работать в Уэленской средней школе- интернате. Окончила в 1997 году Анадырское педагогическое училище. Девять лет работала Татьяна Александровна в школе педагогом дополнительного образования, вела истоию культуру народов Чукотки., заведовала школьным краеведческом музеем и вела кружок краеведения. За время работы в Уэленской косторезной мастерской Татьяна Александровна накопила огромный запас знаний о культуре, традициях, обычаях своего народа. Поэтому уроки, встречи, мероприятия, проводимые Татьяной Александровной, были интересные, познавательные и несли в себе глубочайший исследовательский материал для детей. Выступала с лекциями для жителей села, воинов-пограничников, работников полярной станции.

Активная общественная работа.

   Газета «Магаданская правда» от 19 июня 1988 года опубликовала интервью корреспондента О.Насоновой с Т.А. Печетегиной под названием «Право на самобытность». В интервью есть небольшая справка, где написано:

«… Профессиональное совершенствование молодой художницы сочеталось с ростом ее общественной активности. В 1971 году вступила в партию. Сегодня она – заместитель секретаря парторганизации мастерской, председатель женсовета села, член правления Магаданского отделения Союза художников. Год назад Татьяна Александровна стала делегатом шестого съезда художников. С ее работами познакомились за минувшие годы посетители музеев Анадыря, Магадана, Хабаровска, Москвы, Ленинграда, они были представлены в экспозициях нашей страны в Японии, ФРГ, ГДР, Венгрии, Франции и на Кубе.»

  Татьяна Александровна всегда занимала активную жизненную позицию. Не была равнодушна к бедам народа ее избирали делегатом многих районных, окружных, областных партийных конференций. Со всех трибун звучит голос правды. Часто выступала по телевидению и радио с интервью о жизни села Уэлен и ее жителях. И сегодня Татьяна Александровна занимает должность председателя совета старейшин села Уэлен, на заседаниях решаются проблемы охотников – морзверобоев, о качестве завозимых продуктов, о снабжении больницы лекарственными препаратами. Приезжая в Анадырь, в первую очередь встречается с представителями органов власти, решает самые разные проблемы.

“Танец дружбы народов”. Ансамбль “Уэлен””, 1973 год., клык моржа, гравировка.

Выставки

Афиша выставки «Гырэп элгыван’к’ыт» (Песня белого клыка), Анадырь, 2008г.

  Российские выставки Татьяны Александровны Печетегиной

  1. Окружная выставка «Мастера из Уэлена», Анадырь, 1969г.
  2. Областная художественная выставка «Косторезная искусство Чукотки», Магадан, 1970г.
  3. Зональная художественная выставка «Чукотско-эскимосское искусство Чукотки», Хабаровск, 1972г.
  4. Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток, 1976г.
  5. Международная выставка «Искусство народов Чукотки», Москва, 1978г. ВДНХ.
  6. Зональная выставка «Народные художественные ремесла», Хабаровск, 1979г.
  7. Областная художественная выставка «Искусство Чукотки», Магадан, 1980г.
  8. Международная выставка «Декоративно прикладное искусство, косторезное искусство», Москва, 1980г.
  9. Окружная выставка «Сияние Севера», Анадырь, 1985г.
  10. Международная выставка «Инрыбпром-90», Ленинград, 1990г.
  11. Персональная выставка «Гырэп элгыван’к’ыт» (Песня белого клыка), Анадырь, 2008г.

  Зарубежные выставкиТатьяны Александровны Печетегиной

  1. Япония (Осако), 1970г.
  2. Будапешт (Венгрия), 1976г.
  3. Куба, 1978г.
  4. Бухарест(Румыния), 1979г.
  5. ГДР, 1983г.
  6. Швейцария, 1990г.
  7. Международная выставка в Швейцарии «Единый Север: выставка произведений искусства жителей Арктики», 2005г.

награды

  Есть правительственная телеграмма: Уэлен Магаданской Лаврентьевского Уэленская косторезная мастерская Северные сувениры имени Вуквола Печетегиной Татьяне Александровне = Коллегия Минместпрома РСФСР сердечно поздравляет Вас присвоением почетного звания Заслуженный художник РСФСР тчк Желаем крепкого здоровья зпт свастья зпт дальнейших успехов творческой деятельности зпт развитию национального искусства Чукотки тчк = Замминместпром Вахромеев = Москва 111619/3453/31612=

 Диплом второй степени Печетегина Татьяна художник Уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры» им. Вуквола Управления местной промышленности Магаданского облисполкома награждается настоящим Дипломом за участие на Всероссийской выставке-смотре изделий народных художественных промыслов 1977-1978 г.г. Решение Оргкомитета Выставки от 23 июля 1980 г. № 12.

  Председатель Оргкомитета, заместитель Министра местной промышленность РСФСР Б.В. Сорокин.

 Почетный диплом Министерства местной промышленности РСФСР награждает настоящим дипломом тов. Печетегину Татьяну гравера Уэленской мастерской «Северные сувениры» им. Вуквола за создание высокохудожественных народных художественных промыслов 1985 года. Приказ Министра местной промышленности РСФСР от 24 октября 1986 г. №380 г. Москва Министр А.Г. Шумейко.

19 почетных грамот.

Департамент культуры, спорта, туризма и информационной политики ЧАО,
Музейный центр “Наследие Чукотки”. Анадырь 2008.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх