Общее происхождение эвенков объединяло родственников до седшого-восшого поколений. Представители старшего поколения могли на память назвать имя любого представителя своего рода, сообщить эпизоды из его биографии. Чувство родства у эвенков развито очень глубоко.
В настоящее время люди, принадлежащие к одной родовой группе носят одинаковые фамилии. Широко расселены в Якутии эвенкийские роды: беллёт, пуягар, келтаки, бута, лонгорки, июрбагат, киндигир, эдекар, сологон, чапогир, эжан, инилас, нахара, кэпту-кэ, бухагар, дэнгмэ и т.д. Род беллет представлен фамилиями Герасимовы, Ивановы, Федоровы, Александровы, Абрамовы; нюрбагат – Макаровы, Александровы; пуягиры – Лехановы; сологон — Мартыновы, Александровы; бута – Стручковы, Григорьевы, Трофимовы, Наумовы, Колесовы, Стручковы, Пудовы. Родовыми вождями нюнэ, сонин становились искусные охотники, умные и отважные представители рода.
Главой рода Нюрумнялей был Сухах, пуягир — Лехан. Законодательный властью обладало собрание суглен. Нюнэ олицетворял исполнительную власть. Связи между отдельными семьями, поддерживающими родственные связи были крепкие. Обязательным и непреложным законом была безвозмездная взаимопомощь. Ярким примером взаимопомощи является штат ~ обычай, по которому убивший мясного зверя не считал себя хозяином добытого. Добыча становилась достоянием всего стойбища.
Шкура при этом доставалась гостю. Проживание небольшим коллективом близких родственников, кочевой уклад жизни в условиях сурового климата и постоянное общение с природой наложили особый отпечаток на традиции семейного воспитания эвенков. Народ придавал большое значение созданию семейного очага и рождению ребенка. “Очаг свой разожги, ребенка роди, скотину расти -корнем человека будь”, — гласит народная мудрость.
А.Н.Мыреева, В.П.Марфусалова, Ж.В.Захарова