Рыболовство для чукчей было сопутствующим промыслом. Ознакомившись с жизнью и бытом чукчей в конце ХУIII в., К. Мерк отмечал: “Что касается рыбной ловли, то местные жители занимаются ею лишь мимоходом, поедая рыбу сырой, но не сушат ее. Для этой цели они пользуются сетями из китовых жил или ременными из тюленьей кожи. Небольших рыб ловят также на костяную удочку” (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. п. 2. с. 37).
Неразвитость рыболовства – свидетельство того, что в прошлом у чукчей не было этого промысла. К рыболовству вынуждены были прибегать бедняки. Однако и они впрок рыбы не заготовляли, питались ею лишь в отдельные периоды года. Большее значение имело рыболовство для чукчей, переселившихся в середине XVIII в. на южный берег р. Анадыря и усвоивших технику добычи рыбы и ее заготовку в виде юколы от коряков.
Во второй половине XIX в. значение рыболовства заметно возрастает. Упадок добычи морских млекопитающих побуждал население более интенсивно заниматься рыболовством. “Побережные жители Чукотского полуострова еще мало интересуются рыбой, хотя и там уже заметен переход к этому источнику довольствия, который в будущем, по истреблении зверя, должен и для них стать главным” (Калинников, 1912. С. 133).
Значение рыболовства в жизни оседлых чукчей возрастало к югу и северо-западу от Берингова пролива. Промысел носил индивидуальный характер. Систематически занимались рыбной ловлей и малооленные чукчи, проводившие лето на берегах Анадырского лимана, в низовьях р. Анадыря. “Чукчи, которых я видел, – писал Олсуфьев, – знали только один способ ловли рыбы – с помощью неподвижной сети из кожаных ремней. Сеть эта имеет форму клина, длиною до 3-х сажен, при ширине основания 2 аршина. Один конец укрепляется на берегу, а другой, с помощью длинной жерди, выставляется вперед. Через несколько минут сеть притягивается к берегу, каждый раз приносит от 2-4 рыб” (Олсуфьев, 1896. С. 129).
Сообщая о чукотском рыболовстве на побережье Тихого и Ледовитого океанов, Калинников писал: “Они неохотно переходят к рыбе, потому что для этого промысла у них нет ни опыта, ни приборов, ни уменья заготовлять ее впрок” (Калинников, 1912. С. 130). По-видимому, это замечание справедливо лишь относительно чукчей, которые жили к северу от бухты Провидения и по побережью Ледовитого океана.
Промышленного рыболовства, которое оказало бы влияние на развитие хозяйства местного населения, на Чукотке не было. Лишь с 1908 г. началась промышленная эксплуатация рыбных богатств Анадыря, когда на лимане была основана первая рыбалка. Рыболовство имело первостепенное значение лишь для оседлого населения по Анадырю.