У долган великолепно развито декоративно-прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.
Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.).
В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха» в Хатангском и Дудинском районах. Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских сувениров «Ардай». На различных экспозициях представлены работы мастера декоративно-прикладного искусства М. Г. Бетту.
Одним из основоположников развития профессионального искусства Таймыра является долганский график и художник Б. Н. Молчанов (1938—1993). Его персональные выставки проходили в Дудинке, Красноярске, Абакане, Кызыле, Москве, Санкт-Петербурге. При Таймырском окружном центре национальных культур был создан мемориальный музей Б. Н. Молчанова, в 1995 г. выпущен художественный альбом «Звезда Заполярья», посвященный его творчеству.
Учреждена ежегодная премия имени Б. Н. Молчанова для победителей окружного конкурса декоративно-прикладного искусства.
«Талантливость детей Севера – особый феномен. На мой взгляд, дело здесь не в психологических или физиологических особенностях организма северного ребенка. Все заключается в географической, физической стороне дела: условия жизни Севера заставляют человека проявлять внутреннюю активность в чем-либо…» – писал Б.Н.Молчанов.
Суровый быт северян, замкнутость в ограниченном пространстве жилища перед лицом могучей природной стихии, недостаток человеческого общения, когда соседние стойбища разделяют десятки и сотни километров, – все это способствует мощному развитию воображения, художественного творчества, концентрации духовных сил. Не случайно предметы одежды и домашней утвари северян зачастую превращаются в настоящие произведения искусства. В национальных орнаментах отразились каноны красоты, принципы мировоззрения. «Я не считаю себя более талантливым, чем мои друзья и земляки», – не раз говорил Молчанов.
Узор долганской вышивки, техника его исполнения — результат творчества многих поколений. В создании новых узоров мастерицы не отходили от народных традиций, не разрушали художественного стиля.
Бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозился купцами по всей Европе. В том числе и на Таймыр. Мастерицы выменивали бисер на меха, украшали им свои изделия. По орнаменту или форме украшений судили о достатке человека, его месте жительства, статусе, составе семьи, роде деятельности. Чтобы уберечь ребенка от сглаза, ему на руку надевали браслет или бусы, а над изголовьем люльки подвешивали какой-нибудь амулет из бисера. Некоторые части шаманского костюма тоже украшали бисером.
Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Долганы предпочитают бисер ярких и сочных тонов, подбирают его по принципу контрастности. Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести цветов: черного, белого, синего, красного, желтого и зеленого. Предпочтение отдается красному и синему. Красный — олицетворение народного представления о солнце, синий — о бесконечности бытия.
Интересна также цветовая гамма художественной вышивки. В ней используются те же цвета, но самым притягательным считается розовый {haza — чайка).
По своей конфигурации долганские орнаменты напоминают стилизованные изображения предметов и животных.
Музыка долган
Тапталым | |
“Хурук“ | |
“Кубалар“ | |
аудио | |
“Хейро“ |
Музыка долган в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.
В жанровой системе музыки долган выделяются 5 сфер: эпическая музыка, песни, обрядовая музыка, фоносигнальная и инструментальная. Эпическая музыка представлена индивидуальными песенными характеристиками отдельных персонажей в сказаниях олонхо.
Песенные разделы возникают в наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей, они являются эпической формой фиксации поведения долган в традиционной среде. Напевы не только отражают ритуальный характер сюжетных звеньев, в которых они появились, но и служат мелодической характеристикой персонажей – главного героя, гонца-вестника, коня, невесты главного героя, богатырей нижнего мира и др.
Песни долган связаны с персональной певческой традицией (как у тунгусских и самодийских этносов). В системе песенной культуры долган широкий пласт составляют туойсуу ырыата – песни-обращения юношей и девушек друг к другу, имеющие немаловажное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Среди людей пожилого возраста широко распространены песни-размышления о прожитой жизни, людях, окружающей природе и т.п. Традиция персональных песен определяет богатый и разнообразный мелодичный спектр музыки долган. Колыбельные песни сохранились в виде баюканья – бээйдээхин.
“Песня Севостьяна“ | |
“Брат Илья“ | |
Алгыс(Благословение) |
Обрядовые жанры дифференцируются на общеплеменные и шаманские. К первым относятся круговые песни-пляски хейро, охуокай. Хейро обычно начинают мужчины с медленного покачивания и протяжного пения с постепенным динамичным нарастанием. Охуокай – общеплеменное танцевально-песенное действо с запевом и хоровым повтором (отличается от аналогичного якутского жанра более медленным движением).
Фоноинструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядные традиции и специфику музыкально – художественного мышления.
Многочисленны хозяйственные и обрядовые инструменты: каангалда – подвеска-ботало на рогах оленя (из дерев. пластины или жестяной банки); купулээн – ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка; кобо – погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей, женщин и в шаманском облачении (уостаак кобо – подвески), в оленеводстве (каагыр кобо – металлические шары на оленях); чуораан – колокольчики на детской колыбели и одежде; тингкинэс – звякающие украшения-подвески на одежде; кыыраан – шаманские подвески-погремушки, символизирующие кости и перья шамана; ситим – шаманский ремень с 3 колокольчиками, за которые шаман держится во время камлания; дунгур – бубен шамана якутского типа.
https://www.youtube.com/watch?v=i9vpHlTMG3o танцевальная группа “Анаабыр алмаазтара” |
http://www.youtube.com/embed/t-rshJm7VmE “Хайачаана” |
Музыкальные инструменты и звуковые игрушки составляют единую слабо дифференцируемую группу: баргаан – дуговой варган; унгуохбаргаан – пластинчатый костяной варган; ириирэр – свисток из тальника и пищик из гусиного пера (оба употребляются и как охотничьи манки); аланга, алынга – лук, который может использоваться как музыкальная игрушка, тимэк – «пуговица», дающая эффект вихревого аэрофона.
Среди знатоков и исполнителей долганской музыки И.А. Еремин, И.А. Антонов, Н.Д. Большаков, Ф.С. Сахатин, Н.П. Христофоров, А.А. Аксенов, И.А. Чуприн, Е.А. Жаркова, А.С. Киргизова, О.Е. Аксенова.