Историческая справка
Первые поселения тюрков-чулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Основной чулымский этнос сложился в XVI—XVIII веках, что явилось результатом смешения тюркоязычных племён (в эпоху глобальных миграций народов), вытеснения этих этнических групп из северных и северо-восточных районов современного Китая и Монголии. Сибирские просторы с малой плотностью населения в ранние эпохи средних веков стали местом нового обитания мигрирующего народа. Следует отметить, что Чулым являлся частью северной ветви торговых путей между Китаем и Европой. Эти пути держались поморами — от современного Архангельска через Вятку и Северный Урал — по Оби и Енисею к китайским границам. В результате этого и других миграционных процессов к моменту заселения Чулыма новым народом, здесь продолжали обитать потомки фино-угорских народов и их смешений: кержаки, селькупы, остяки, кеты, ханты и др. Нет сведений о столкновениях этих племён, обитавших в Обь-Енисейском бассейне, с прочулымцами. Заселение бассейна реки Чулым происходило, вероятно, достаточно мирно.
Историки XX века выяснили, что в формировании чулымцев принимали участие восточнотюркские, кыпчакские и уйгурские племена.
Этнос носит следы родства с телеутами, сибирскими киргизами, частично — с селькупами и кетами. Значительная часть чулымцев в XV—XVI вв. имела ассимиляцию с хакасами, с XVII века — с русскими.
При этом анализ соотношения определенных генов в крови чулымцев показал, что они родственны с северными народами — ненцами, энцами, а также тофоларами (саянскими карагасами).
В своей научной работе «Диалекты и говоры тюрков Чулыма» (1973) исследователь Дульзон А.П. говорит о трёх волнах тюркизации Чулыма:
- начиная с VII—VIII вв.: в верховьях Чулыма (и далее будет происходить тюркизация вниз по течению этой реки);
- XII—XIII вв.: с юга по притокам, прежде всего по реке Кие (время, когда чулымцы становятся доминирующим народом на Чулыме, на просторах от реки Итатки до левобережья Среднего Енисея);
- не позднее XV в. (вероятно, и ранее): нижнее течение реки Чулым.
При этом, говоря о поздней (заключительной) стадии распространения чулымцев по Чулыму и Оби, А.П. Дульзон отмечает: «…Исходная территория для тюрков нижнего Чулыма может быть уточнена на основании данных топонимики: нижнечулымское название р. Чулым — tsö:m — встречается в районе города Новосибирска: Чём(ка) — левый приток Оби, Чем — правый приток Берди. На этой территории в языке предков нижнечулымцев сложились особенности, общие с особенностями барабинского диалекта». Чуть западнее Новосибирска также имеется небольшая река Чулым и ряд топонимов на основе этого слова. Вероятно, часть чулымских племён, дошедшая до Барабинских степей, слилась (ассимилировалась) с барабинскими тюрками (южносибирскими татарами). При этом в VII—XIII вв. сами чулымцы, прежде всего обосновавшиеся в верховьях реки Чулым, подвергались нескольким волнам ассимиляционных процессов со стороны приходивших сюда с юга хакасских племён. Также в период X—XVI вв. в чулымцах, как новом доминирующем населении территории, ассимилировались племена сибирских самоедов: прежде всего кержаков, кетов и селькупов, живших на берегах Чулыма.
Средние века в Сибири
При распаде последних осколков Золотой Орды, в составе Сибирского царства — Белой Орды под правлением ханов Едигера и Бек-Булата в 1555 году чулымцы среднего и нижнего течения реки Чулым добровольно вошли в состав Московского Царства. При последующей смене власти в Белой орде не поддержали нового сибирского правителя, ногайского ордынского хана Кучума в его военном противостоянии с русскими. Это явилось следствием того, что ордынские кочевники нещадно грабили население. В 1590-х — нач. 1600-х гг. вновь попросились в русское подданство, поддержали создание русских острогов Кетск, Томск, Семилужный, Мелесский. Два последних защищали Томск от набегов с востока: сквозь земли чулымцев (Мелесская землица, Мелесская ясашная волость Томского разряда) происходили разорительные набеги кочевников — енисейских киргизов и примкнувших к ним племён некоторых сибирских народов. Летом 1621 года отряд казаков и служилых из Томской крепости под началом Молчана Лаврова и Осипа Кокарева[4] поставил Мелесский острог[5] в устье реки Кемчуга, при впадении её в Чулым-реку, в 370 вёрстах восточнее Томска[6][7], в центре Мелесской ясашной волости. Эта крепость (а фактически, — первое русское поселение в районе Среднего Чулыма) возводилась специально для защиты чулымского князя мелесского рода и его народа, мелесцев. То есть это была инородческая крепость (крепость охраны князьца Мелеца), с небольшим гарнизоном томских служилых стрельцов, призванная противостоять уничтожению мелесско-чулымского народа от набегов разбойных отрядов енисейско-киргизского князца Ношмы. Не смотря на то, что уже был возведён Мелесский острог, киргизы и джунгары весьма часто беспокоили местное население. Следует отметить, что другая часть тюрков-чулымцев, подданных князьца Туталя, жившая в месте современного Тегульдетского района и южнее, в Кузнецкой котловине (будущая Тутальская ясачная волость), в первой половине XVII века была активной частью енисейско-киргизского войска, противостоящего томскому казачьему войску. Объединение племён под руководством князьца енисейских киргизов пыталось одно время взять под свой контроль территории юга современного Красноярского края и современного Кузбасса, чтобы затем двинуться на уничтожение русских крепостей юга Сибири. Активные военные действия киргизских, чулымско-татарских[8] и ойгурских племён против Томской крепости и столкновения в Кузнецкой котловине происходили в 1609—1611 гг. В связи с этим в верховьях Чулыма, у тракта Томск — Мелесский острог — «на Байкал и Китай»[9] был построен Ачинский острог. Чуть ранее, в конце XVI века (1596 г.) севернее среднего Причулымья, в землях кетских племён был заложен Кетский город-острог.
Русская ассимиляция
Со второй половины XVIII века происходит нормализация отношений (без недовольств и столкновений), все племена чулымцев находятся в составе ясачнах инородных волостей Российской Империи, соблюдая свои традиции и осуществляя своё самоуправление. Руководители племён получили привелегии от русского государства и самостоятельно выполняют функции ясашных воевод. Контроль за выплатой ясака осуществляют государственные чиновники в форме специально создаваемых администраций, в частности — управой Чулымской ясачной волости Томской губернии, которая располагалась в большом купеческом селе Причулымья — Ново-Кусковском. С установлением в 1920 году в Причулымье и Зачулымье советской власти, Чулымская инородная управа была ликвидирована, народ был интегрирован в новую общность советских людей.
В постсоветское время к малым народам Томской области вновь было обращено внимание культурологов и национально-ориентированных общественных организаций.
В 2001 году чулымцы были признаны самостоятельным этносом и включены в единый перечень Российской Федерации малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Чуть раньше ЮНЕСКО внесла чулымский язык в Красную книгу исчезающих языков. По прогнозу, в результате этнорегресса и полной ассимиляции в русской культуре, чулымский язык исчезнет ориентировочно к 2040 году.
Считается, что около половины современных чулымцев Томской области проживает в районном селе Тегульдет, посёлках Белый Яр (посёлок Тегульдетского района) и Берегаево, а остальные — в малолюдных деревнях Верхне-Скоблино, Ново-Шумилово, Куяновская Гарь, нигде не составляя большинства. Около 16 деревень по Чулыму (некоторые уже исчезли) получили свои названия по фамилиям древних родов чулымских тюрков – Шумилово, Тазарачево, Скоблино, Будеево и др. Данные по чулымцам в Верхнекетском, Первомайском, Зырянском, Асиновском и Томском районах не изучались. Здесь самоидентификация людей (показанная во время переписи населения) как принадлежность именно к чулымцам весьма незначительна.
Расселение
При крайне низкой плотности населения в бассейнах Оби и Енисея, чулымцы являлись доминирующим[10] населением в XVI веке на берегах Среднего Чулыма (правый приток Оби)[11]. Кроме них здесь проживали также семьи народностей кетов, остяков, кержаков, селькупов, поморов, ненцев, толофаров и др., по территории время от времени прокатывались волны воинства кочевников: киргизы, ойраты, калмыки, джунгары.
Основной ареал чулымцев — бассейн реки Чулым (приток Оби), у которой они проживают.
Большая часть чулымцев живёт сейчас в современных Тюхтетском районе (частично — в Бирилюсском районе) Красноярского края (западная граница края), в Тегульдетском, Асиновском и Первомайском районах Томской области (восточная граница области).
http://towiki.ru/view/%D0%A7%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D1%86%D1%8B