Традиционное поэтическое творчество селькупов представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. В традиционном фольклоре занимает большое место повествование о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злыми духами (хозяевами стихий). Несмотря на всё своё коварство в борьбе с человеком злые духи всегда оказываются побежденными.
Предания селькупов повествуют о войнах, которые предки вели с ненцами и эвенками. У южных селькупов сохранились предания о войнах с татарами. Союзниками селькупов по этим преданиям выступают кеты и ханты.
В фольклоре селькупов содержится много указаний на старые, давно отжившие свой век верования и связанные с ними культы.
Ненцы убеждены, что на самом деле Нум держит судьбу человека в своих руках и по собственному произволу делает добро и зло:.
Значительно его воздействие на судьбы людей и других небожителей. Великая богиня Яминя, супруга Нума, покровительствует браку и блюдёт святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам потомство и благословляет женщину при рождении ребенка. Как и Нум, Яминя повелевает громами и молниями, по её слову дождевые тучи покрывают небо, мановением руки она подымает грозные бури.
Железо считается у селькупов воплощением силы. Поэтому из него делают не только оружие и инструменты, но и обереги. Грудному ребенку в люльку непременно кладут железный предмет, чтобы уберечь его от злых духов. Железный топор кладут на ночь на пороге дома, землянки или чума, чтобы нечистая сила не пробралась ночью в жилище. Особенно это актуально, если ночуешь в незнакомой избушке или землянке в лесу. Железо непременно кладут на порог дома, если неподалёку кто-то умирает, то есть открывается сообщение между миром людей и Нижним миром.