Праздники и обряды энцев

Особое место по отношению к общесамодийской занимает энецкая идеология, которую можно определить как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо). Важнейшие из божеств анимистического пантеона – Дюбанга, давший людям оленей, и его мать Дяменю – «Мать земли». Более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помощники и покровители, которые часто атрибутировались в антропоморфном или зооморфном виде. Злые духи насылали смерть и забирали души умерших.

С другой стороны, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы – Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасей, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п.

Сохранялись культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы – оленье мясо, деньги, кусочки сукна, их изображения помещали в особых местах в лесу, на сопках и т. п. В задней части чума за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочёвках их возили на особой священной нарте.

Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.

Категории шаманов:

Будтодэ тадибе – это сильный из людей, и он повторяет движения за небесным шаманом. Шаману вторил помощник, в результате чего получалось имитационно-полифоническая звуковая фактура камлания. Сильный шаман использовал три разных бубна с металлическими подвесками-погремушками. Также его инструментом был «небесный лук» (наиддо). Будтодэ тадибе мог играть на всех видах шаманских бубнах.

Дьяно-тадибе имел помощника-подпевалу и общался со злыми духами. Его напевы в сопровождении бубна имитировали голоса этих духов, принимавших иногда облик животных (медведя и филина). Мог играть только на саводе-педди или дьяно-педди.

Саводе-тадибе не имел помощника-подпевалы, он общался с миром умерших родственников и пел их личные песни – модьбарэи. Мог играть только на саводе-педди.

Погребальный обряд.

Умерших, облачённых в специальную одежду и зашитых в оленьи шкуры, отвозили на нартах в тундру, где сооружали над покойником деревянный шалаш без входа. Возле шалаша убивали оленей, вёзших погребальную нарту, оставляли имущество покойного, копьё, лодку, капкан – для мужчин, котёл, посуду, игольник, напёрсток – для женщин – все вещи в поломанном виде. В погребении принимал участие шаман. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили ритуальное очищение, переступая через костёр или через убитую собаку.

Источники:

  1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. – М., 1982.
  2. Бытовые рассказы энцев // Труды института этнографии. 1962.
  3. http://www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_17.htm
  4. http://www.finnougoria.ru/

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх